16:33 24.05.2018
Строители ЗСД и М-11 могут построить трамвай до Красного Села и «коричневую» ветку метро
Петербургская спортсменка с инвалидностью взяла бронзу на Кубке мира по гребле
Автовокзал «Южный» построят в 2024 году
Кудрин рассказал, как будет оценивать правительство Медведева
Водители разговорились в очередной «форумной» пробке на КАД
Арена «Санкт-Петербург» принесла «Зениту» миллиард рублей дохода
РЖД построит дополнительный путь до Белоострова. Через 30 лет
В Финляндии бушуют лесные пожары. «Ситуация критическая»
Минкульт озвучил планы по реставрации Михайловского замка
Кудрин: Развитие Петербурга замедлилось
Суд разрешил Смольному искать инвестора для Кузнечного рынка
Алексей Кудрин: Мы теряем на контрсанкциях, нужно думать, как ответить
Рогозин сделает «все возможное» на посту главы «Роскосмоса», чтобы не разочаровать Путина
За присвоение почти миллиона рублей партнера Аграрного университета отправили в колонию
Путин предложил Шувалову возглавить ВЭБ
ПМЭФ-2018 на открытии назвали самым удачным в десятилетии
Рейтинг конкурентоспособности стран: Россия растет, Финляндия падает, Украина в конце
Еврокомиссия передумала штрафовать «Газпром»
"Приморскую" открыли для пассажиров
Роскомнадзор договорился с Google: компания больше не помогает Telegram обходить блокировки
В Ботаническом саду впервые за много лет зацветут аж три Царицы ночи
Тимченко об отчете с критикой его компании и «Газпрома»: «Мне лично все равно, я это … не читаю»
Выбран официальный девиз сборной России на ЧМ-2018
Зеленая ветка метро временно заканчивается «Василеостровской»
Берег Финского залива украсят ветрогенераторами
В Москве задержали юриста Фонда борьбы с коррупцией
В Северной Корее показательно демонтировали ядерный полигон
К ЧМ-2018 выпустят 7 тысяч коллекционных карт «Тройка-Подорожник»
ВВС прорекламировал ЧМ-2018 роликом под «Очи черные»
Гастарбайтерам - выпускникам российских вузов упростят получение гражданства
Минэкономразвития объяснило, почему провалилась идея «российского Alibaba»
СКА подписал соглашение со Смольным по реконструкции СКК «Петербургский»
35 квадратных метров золотой фольги ушли на восстановление двух мостов в центре Петербурга
Международные следователи обвинили российских военных в катастрофе «Боинга» над Донбассом
В Ленинградской области рассортируют бытовые отходы
«Невский проспект» открыли после проверки
В Якутии житель села расстрелял из ружья пятерых соседей
ПМЭФ дотянется до центра: улицы «закроет» «Классика на Дворцовой»
В Петербурге появится парк-музей «Страна хоккея»
Министр цифрового развития: Я не апологет электронной торговли
Комиссия по этике СПбГУ рекомендовала отчислить студента за сочувствие хабаровским живодеркам
Михаил Ковальчук: Не сильно увлекайтесь цифровизацией
На Украине ввели санкции против «России сегодня» и РИА Новости Украина
ЦБ: Промсвязьбанк будет передан в казну в ближайшие две недели
Станция метро "Невский проспект" закрыта
В День города в Михайловском замке бесплатно покажут «Екатерину Великую в стране и мире»
Глава АСВ предложил в два раза ускорить ликвидацию банков
Редкий масштаб: сразу 9 машин тушили в одном районе Петербурга
Mail.ru и «Спутник» поддержали Роскомнадзор: из поисковиков пропал Telegram
Новгородский чиновник, отвечавший за работу с молодежью, получил 11 лет за мужеложство и детское порно
Метро поздравит горожан с Днем города круглосуточной работой
Силуанов согласен с оценкой Кудрина влияния санкций на российскую экономику
«Союзмультфильм» назвал дату выхода мультика о попугае Кеше и задумался о Карлсоне
Разработчик «Северного потока – 2» выпустил 90 тысяч мальков лосося в Балтийское море
Форум опять перекрыл движение на ЗСД и КАД, пробка достигала пяти километров
СМИ: Рогозин уже сегодня возглавит Роскосмос
Силуанов в Петербурге: Правительство не будет менять налоги в течение нового срока Путина
Школьница на Московском погибла, спасая кошку с подоконника
Участники ПМЭФ присоединились к акции Петербургского детского хосписа «Белый цветок»
Смертельные ДТП под Петербургом: у Гатчины пострадали женщина и младенец
Мужчина спрыгнул с третьего этажа, спасаясь при пожаре на Пискаревском
Полтавченко забил шайбу в музее хоккея
Технологии

Почему «белый лебедь» не станет мирным

Президент Владимир Путин высказал идею о модернизации стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 под задачи гражданских коммерческих перевозок. Есть множество объективных технических и экономических причин, почему это невозможно. Объясняем по порядку.
Почему «белый лебедь» не станет мирным
Михаил Сырица/Коммерсантъ

Взлет белоснежного остроносого бомбардировщика, неофициального прозванного «Белым лебедем», настолько восхитил Владимира Путина, что он выразил надежду на гражданскую модификацию. Озвученная идея вызвала у экспертов недоумение и заставляет засомневаться в степени информированности главы государства. Идея настолько невероятна и идет вразрез с таким множеством объективных причин, что, казалось бы, нет необходимости пояснять ее несостоятельность.

Другая специализация

Начнем с понятия «специализация», которая есть у каждого изделия, в том числе и самолета. Оно весьма простое: для транспортного самолета – перевозка грузов и личного состава, для истребителя – завоевание превосходства в воздухе, для бомбардировщика – доставка средств поражения к цели. Несмотря на кажущуюся синонимичность задач транспортника и бомбардировщика, подход у них принципиально разный. Для транспортника зачастую это снабжение подразделений на своей территории, для бомбардировщика это всегда полет на территорию противника, что включает в себя преодоление линии фронта, а значит, средств противовоздушной обороны.

У Ту-160 для этого есть весомый козырь, когда он может перейти на сверхзвуковой полет. Такой рывок в боевых условиях может стать полной неожиданностью для вероятного противника, а резкое увеличение скорости оставит любых преследователей далеко позади. Обратная сторона полета на сверхзвуке – износ двигателей, который на максимальном режиме тяги возрастает многократно. Несколько часов в таком режиме, и механикам уже придется проводить капитальный ремонт двигателей, а то и вовсе менять их на новые. Поэтому полет на сверхзвуке летчики Ту-160 используют лишь в особых ситуациях. В большинстве случаев крейсерский полет проходит на обычных дозвуковых скоростях, близких к тем, на которых летают пассажирские лайнеры.

Изменяемый профиль

Ту-160 изначально получался как очень сложный для пилотирования самолет. Конструкторы столкнулись с почти нерешаемой проблемой. Для взлета с аэродромов тяжелому самолету с большой стреловидностью не хватало полосы для разбега. Можно было бы уменьшить вес, но это означало уменьшение веса боекомплекта, что снижало эффективность Ту-160 как боевой единицы. Полосы хватало бы, будь у Ту-160 меньшая стреловидность, то есть крылья располагались бы перпендикулярно фюзеляжу, как у дозвуковых самолетов. Однако в этом случае самолет не смог бы достигать сверхзвуковых скоростей. 

Нашлось весьма изящное решение: геометрию крыла сделали изменяемой. Для перехода на сверхзвук мощные гидравлические узлы отклоняют крылья назад, стреловидность увеличивается, а сопротивление относительно воздушного потока уменьшается. Во время крейсерского полета, в том числе во время взлета и посадки, крыло выдвигается вперед, таким образом увеличивая подъемную силу, и самолет стабильно держится в воздухе на меньших скоростях.

Коммерческие бомболюки

Основой несущей конструкции во время всех этапов полета является балка, которая делит внутренний объем фюзеляжа пополам. К ней крепятся устройства, меняющие стреловидность крыла, во время этого процесса она испытывает нагрузки до 3 тысяч тонн. Справа и слева от этой несущей балки нет места ни для пассажирского салона, ни для размещения значимого объема коммерческого груза. Единственное возможное место, куда помещается полезная нагрузка, – это бомболюки.

Всего Ту-160 может взять на борт до 45 тонн боекомплекта, а максимальный взлетный вес самолета – 275 тонн. Заменив бомбы и ракеты на гипотетический коммерческий груз, мы посчитаем, что он составит лишь 16% от взлетного веса, что очень мало для коммерческого самолета. Для сравнения: у военно-транспортного Ил-76 этот показатель 28,5%. У созданного для перевозки коммерческого груза Boeing 767 так и вовсе 31%, что почти вдвое больше, чем у Ту-160. 

Следующий пункт – это топливная эффективность. У Ту-160 с этим примерно так же, как у всех военных самолетов, для которых расход топлива и объем выброса вредных веществ в атмосферу обычно замыкают список требований, находясь где-то сразу после снижения шума при взлете и посадке. 

Другой самолет

Легко предположить, что Владимир Путин говорил о глубокой модернизации на базе Ту-160 под коммерческие цели. Тогда такая модернизация означала бы разработку других двигателей, изменение конструкции самолета, по-видимому, отказ от изменяемой геометрии крыла и увеличении объема грузового отсека. Другими словами, о создании абсолютно другого самолета, возможно, лишь внешне чем-то напоминающего Ту-160.

Но даже будь такой самолет создан, его коммерческая эффективность находилась бы под большим вопросом, как и у всякого сверхзвукового самолета. Все из-за того, что расход топлива при полете на сверхзвуке съедал бы любую прибыль от сверхбыстрой доставки. Даже если выставить ценник на услуги, способный конкурировать с доставкой на дозвуковых скоростях. Да и летать бы, откровенно говоря, ему было бы особо некуда. Анонсированные перевозки на Дальний Восток из Москвы и сейчас субсидируются из госбюджета. В случае перехода на сверхзвук объем необходимых дотаций возрастет в несколько раз, а самолет станет еще одним имиджевым проектом без всяких перспектив на самоокупаемость.

Андрей Меньшенин, специально для «Фонтанки.ру»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform