09:38 20.04.2018
Дома и дороги тонут в четырех районах Ленобласти
Правительство решило поднять пошлины за водительские права и загранпаспорт
КС: Штрафы за неоплату парковки законны
В США казнили самого старого преступника
Технические проблемы приостановили деятельность Райффайзенбанка
За долги под 300 миллионов в Выборге отключили котельные
Проверка на «Старой Деревне» завершена
СМИ: Причиной блокировки Telegram могут быть планы по запуску криптовалюты
Ночь на КАД ознаменовалась ДТП с каршеринговой машиной
В Чите полицейский нашел в лифте 800 тыcяч рублей и вызвал коллег
Власти США перечислили российскому послу условия для улучшения отношений
«Старая Деревня» закрыта на проверку
В “Авроре” отметят столетие Бергмана
Фестиваль «Арлекин» покажет переписку «ВКонтакте» и спектакли-комиксы
В Росфото покажут фотоисторию «Ленфильма»
Асад отказался от французского ордена Почетного легиона
Следователи обосновали насилие сотрудников ФСБ Петербурга в деле анархистов
В Петербурге в чемпионе Европы по кикбоксингу признали наркоконтрабандиста
Петербургские депутаты рассказали о доходах: вице-спикер продал дачу, председатель обеднел на миллион
Минирование здания МИДа РФ в Москве оказалось ложным
За попытку отсудить у Банка «Советский» 1,3 млрд арестован петербургский бизнесмен
Дональду Трампу выдали новый лимузин
Госдеп США: Россия и Сирия пытаются «зачистить» место предполагаемой химатаки в Думе
«Корпоративный серый» цвет скроет от гостей ЧМ-2018 граффити в Петербурге
Российская сборная по хоккею в первом матче без Знарка проиграла шведам
В Москве угрожают взорвать здание МИД РФ
Петербуржцы стали призерами чемпионата мира по программированию
МИД РФ пообещал жесткий ответ на задержание на Украине экипажа судна «Норд»
Ремонт в центре Петербурга: на очереди Владимирский и Шпалерная
МИД РФ: США и Россия могут остаться без прямого авиасообщения
В Петербург возвращаются дожди
«Фонтанка» за 60 секунд — 19 апреля
Арестованному замдиректора ФСИН предъявили «золотой» сахар
Суд вернул отцу Цоя права на песни сына
Роскомнадзор взялся за Microsoft
Дело Михальченко вернулось в суд
КГА подсчитал, сколько земель в Петербурге можно зарезервировать под сады
Дуров рассказал, где черпает вдохновение для борьбы за Telegram
В Петербурге прошел космический бал для детей-сирот
Финский Лахти призывает россиян заняться спортом
В Петербурге ограничат движение и парковку из-за соревнований по легкой атлетике
Подтопление домов, дворов и дорог грозит уже трем районам Ленобласти
Петербургский метрополитен с начала года получил 15 новых поездов
На лучшую концепцию обустройства прибрежной линии намыва на Васильевском проведут международный конкурс
В Петербурге проснулись первые фонтаны
Минкульт: «У нас до сих пор нет хорошего кино о Новороссии»
Перехватывающая автостоянка у площади Александра Невского сменит статус
Неуправляемая машина сбила насмерть сотрудницу автомойки
Захарова: «Пострадавший от химоружия» мальчик из Думы должен дать показания в Совбезе ООН
Bьетнамский инвестор реконструирует под гостиницу особняк на Васильевском
На стадионе «Зенита» отъехала крыша
МИД: В иракской тюрьме содержатся десятки россиянок, которым грозит смертная казнь
«Петербургская Недвижимость»: Спрос на жилье в I квартале на 18% выше, чем год назад
Петербургские врачи ожидают в этом году высокую активность клещей
Оксимирон и Локимин выпустили трек про «новичка» и Лондон
Захарова: В Восточной Гуте нашли химоружие, произведенное в Солсбери
Болельщики «Зенита» признали 17-летнего Скроботова лучшим игроком матча против «Динамо»
Пострадавший на «Беговой» рабочий скончался
Горожане: В Приморском районе два паркинга строят как ТЦ. Госстройнадзор проверит, что это такое
Рубль подешевел и снизил цену на авиабилеты из Петербурга
В школах Московского района тестируют старшеклассников на патриотизм
Титов: 34 бизнесмена хотят вернуться в Россию из Великобритании
Найден способ бесконечно избегать блокировки Telegram
На Кубе избран новый команданте
Раненный дворником житель Петербурга выписан без шила в сердце
Болельщикам объяснят, как защититься от инфекций во время мундиаля
Пассажирам самолетов предложили летать в седлах
В трубу Газпрома на Выборгском шоссе умудрились врезаться на пару миллионов
В новом Планетарии запустят лабораторию — с роботами и лекторием
Технологии

Почему «белый лебедь» не станет мирным

Президент Владимир Путин высказал идею о модернизации стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 под задачи гражданских коммерческих перевозок. Есть множество объективных технических и экономических причин, почему это невозможно. Объясняем по порядку.
Почему «белый лебедь» не станет мирным
Михаил Сырица/Коммерсантъ

Взлет белоснежного остроносого бомбардировщика, неофициального прозванного «Белым лебедем», настолько восхитил Владимира Путина, что он выразил надежду на гражданскую модификацию. Озвученная идея вызвала у экспертов недоумение и заставляет засомневаться в степени информированности главы государства. Идея настолько невероятна и идет вразрез с таким множеством объективных причин, что, казалось бы, нет необходимости пояснять ее несостоятельность.

Другая специализация

Начнем с понятия «специализация», которая есть у каждого изделия, в том числе и самолета. Оно весьма простое: для транспортного самолета – перевозка грузов и личного состава, для истребителя – завоевание превосходства в воздухе, для бомбардировщика – доставка средств поражения к цели. Несмотря на кажущуюся синонимичность задач транспортника и бомбардировщика, подход у них принципиально разный. Для транспортника зачастую это снабжение подразделений на своей территории, для бомбардировщика это всегда полет на территорию противника, что включает в себя преодоление линии фронта, а значит, средств противовоздушной обороны.

У Ту-160 для этого есть весомый козырь, когда он может перейти на сверхзвуковой полет. Такой рывок в боевых условиях может стать полной неожиданностью для вероятного противника, а резкое увеличение скорости оставит любых преследователей далеко позади. Обратная сторона полета на сверхзвуке – износ двигателей, который на максимальном режиме тяги возрастает многократно. Несколько часов в таком режиме, и механикам уже придется проводить капитальный ремонт двигателей, а то и вовсе менять их на новые. Поэтому полет на сверхзвуке летчики Ту-160 используют лишь в особых ситуациях. В большинстве случаев крейсерский полет проходит на обычных дозвуковых скоростях, близких к тем, на которых летают пассажирские лайнеры.

Изменяемый профиль

Ту-160 изначально получался как очень сложный для пилотирования самолет. Конструкторы столкнулись с почти нерешаемой проблемой. Для взлета с аэродромов тяжелому самолету с большой стреловидностью не хватало полосы для разбега. Можно было бы уменьшить вес, но это означало уменьшение веса боекомплекта, что снижало эффективность Ту-160 как боевой единицы. Полосы хватало бы, будь у Ту-160 меньшая стреловидность, то есть крылья располагались бы перпендикулярно фюзеляжу, как у дозвуковых самолетов. Однако в этом случае самолет не смог бы достигать сверхзвуковых скоростей. 

Нашлось весьма изящное решение: геометрию крыла сделали изменяемой. Для перехода на сверхзвук мощные гидравлические узлы отклоняют крылья назад, стреловидность увеличивается, а сопротивление относительно воздушного потока уменьшается. Во время крейсерского полета, в том числе во время взлета и посадки, крыло выдвигается вперед, таким образом увеличивая подъемную силу, и самолет стабильно держится в воздухе на меньших скоростях.

Коммерческие бомболюки

Основой несущей конструкции во время всех этапов полета является балка, которая делит внутренний объем фюзеляжа пополам. К ней крепятся устройства, меняющие стреловидность крыла, во время этого процесса она испытывает нагрузки до 3 тысяч тонн. Справа и слева от этой несущей балки нет места ни для пассажирского салона, ни для размещения значимого объема коммерческого груза. Единственное возможное место, куда помещается полезная нагрузка, – это бомболюки.

Всего Ту-160 может взять на борт до 45 тонн боекомплекта, а максимальный взлетный вес самолета – 275 тонн. Заменив бомбы и ракеты на гипотетический коммерческий груз, мы посчитаем, что он составит лишь 16% от взлетного веса, что очень мало для коммерческого самолета. Для сравнения: у военно-транспортного Ил-76 этот показатель 28,5%. У созданного для перевозки коммерческого груза Boeing 767 так и вовсе 31%, что почти вдвое больше, чем у Ту-160. 

Следующий пункт – это топливная эффективность. У Ту-160 с этим примерно так же, как у всех военных самолетов, для которых расход топлива и объем выброса вредных веществ в атмосферу обычно замыкают список требований, находясь где-то сразу после снижения шума при взлете и посадке. 

Другой самолет

Легко предположить, что Владимир Путин говорил о глубокой модернизации на базе Ту-160 под коммерческие цели. Тогда такая модернизация означала бы разработку других двигателей, изменение конструкции самолета, по-видимому, отказ от изменяемой геометрии крыла и увеличении объема грузового отсека. Другими словами, о создании абсолютно другого самолета, возможно, лишь внешне чем-то напоминающего Ту-160.

Но даже будь такой самолет создан, его коммерческая эффективность находилась бы под большим вопросом, как и у всякого сверхзвукового самолета. Все из-за того, что расход топлива при полете на сверхзвуке съедал бы любую прибыль от сверхбыстрой доставки. Даже если выставить ценник на услуги, способный конкурировать с доставкой на дозвуковых скоростях. Да и летать бы, откровенно говоря, ему было бы особо некуда. Анонсированные перевозки на Дальний Восток из Москвы и сейчас субсидируются из госбюджета. В случае перехода на сверхзвук объем необходимых дотаций возрастет в несколько раз, а самолет станет еще одним имиджевым проектом без всяких перспектив на самоокупаемость.

Андрей Меньшенин, специально для «Фонтанки.ру»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"
«Алмаз-Антей» готов расширить производство оборудования для нефтегаза
АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» впервые примет участие в Международной выставке оборудования и технологий для нефтегазового комплекса «НЕФТЕГАЗ-2018». Концерн представит потенциальным партнерам свои возможности для разработок и готовое оборудование.
Магазин "Кей"
Популярные вопросы о квадрокоптерах. Отвечает КЕЙ
Перед покупкой дорогой техники всегда возникает масса вопросов. А что если я разобью квадрокоптер в первый день? Как научиться им управлять? Смогу ли я делать на нем качественные фотографии? Разобраться с основными вопросами при покупке квадрокоптера помогают специалисты КЕЙ
АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"
«Алмаз-Антей» покажет ракетные комплексы «Бук» и «Штиль» в Индии
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» примет участие в 10-й Международной выставке сухопутных и военно-морских вооружений «Дефэкспо Индия – 2018». Холдинг представит ракетные комплексы и системы противовоздушной обороны собственного производства.
Фото предоставлены пресс-службой АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» создал арктический вездеход для МЧС
Брянский автомобильный завод, входящий в концерн воздушно-космической обороны (ВКО) «Алмаз – Антей», разработал образец вездехода для работы в условиях вечной мерзлоты. В ближайшее время в Якутии начнутся ходовые испытания машины.
Setl City
ЖК «Палацио» – победитель Всероссийского конкурса «BIM-технологии 2017»
Проект управления строительством ЖК бизнес-класса «Палацио» на основе технологии информационного моделирования занял первое место на Втором Всероссийском открытом конкурсе с международным участием «BIM-технологии 2017» в номинации «BIM-Стройка»
Магазин "Кей"
От «кирпичей» до «Айфонов»: история эволюции смартфонов со специалистами КЕЙ
Многие уже и не представляют свою жизнь без смартфонов, хотя совсем недавно все пользовались обыкновенными мобильными телефонами и даже подумать не могли о чем-то более современном и технологичном. Эксперты компании КЕЙ познакомят Вас с историей развития смартфонов и этапами их становления