Жители Северной столицы готовы потратить на подарки к Новому году на 10 - 20% больше, чем в прошлом. Дорогие покупки совершаются в кредит и с верой в будущее.
Отечественные потребители начали предновогодний шопинг раньше обычного и меньше, чем в предыдущие годы, ограничивают себя в тратах. Такой вывод можно сделать из соцопроса, проведенного международной консалтинговой компанией Deloitte. Число тех, кто начал закупать подарки в первой половине декабря, выросло с 28% до 33%. Общий бюджет, в который входят также траты на новогодний стол и развлечения, увеличится лишь на 4%. Но, судя по предварительным итогам крупнейших сетей и интернет-ретейлеров, реальные траты могут оказаться гораздо выше ожиданий.
Продажи в Петербурге за первые две недели декабря оказались примерно на 20 – 25% выше, чем за аналогичный период в прошлом году, рассказывают в сети «М.Видео», подчеркнув, что в Северной столице темпы роста спроса были одними из самых высоких по России. В компании считают, что тратить больше жителей Северной столицы подталкивали акции и распродажи. Средняя цена на полке по сравнению с прошлым годом снизилась на 10%.
Помогла и доступность кредитов. Ранее Национальное бюро кредитных историй подсчитало, что за три квартала 2017 года объем потребительских займов, выданных банками петербуржцам, вырос в полтора раза по сравнению с тем же периодом 2016-го — до 74,36 млрд рублей. Объем займов по кредитным картам — на 34%, до 11,9 млрд рублей. То есть примерно каждый седьмой потраченный на непродовольственные товары рубль был выдан банкирами.
В «Евросети» средний чек увеличился на 24% к прошлому году — до 4 600 рублей. В компании объясняют это ростом спроса на дорогостоящие новинки, а также собственной маркетинговой активностью: сеть дает скидку 20% на второй товар. Но по этой же причине самих чеков было меньше. В итоге общий рост продаж за первые две недели декабря к прошлому году составил 6%.
«Первую строчку рейтинга среди подарков занимают смартфоны. Самая востребованная модель – iPhone SE 32GB Space Gray. На втором месте аксессуары – карты памяти и аккумуляторы, третью позицию занимают планшеты», – говорит Марина Савкина, управляющий Северо-Западным филиалом «Евросети». Спросом также пользуются ноутбуки и детские гаджеты – очки виртуальной реальности и экшен-камеры.
«Акций стало больше — как с точки зрения числа участвующих в них товаров, так и глубины скидок», – соглашается совладелец сети «Кей» Михаил Иващенко. Причем дисконт дает не поставщик, а сам ретейлер. Но, несмотря на меньшую наценку, продавцы рассчитывают выиграть за счет бóльших объемов. «Мы видим прирост выручки на 10% к декабрю 2016 года», – комментирует предприниматель.
Причины обострения шопоголизма в большей степени психологические, чем экономические. «Мы всегда фиксируем рост покупательской уверенности в предвыборный год», – комментирует Михаил Иващенко. Это может быть связано с тем, что в обмен на свою лояльность к власти избиратели ожидают определенных бонусов, а ухудшение уровня жизни, наоборот, считают маловероятным. К примеру, Минфин уже объявил о планах списать долги с индивидуальных предпринимателей.
Продажи в кредит у «Кей» тоже растут опережающими темпами по сравнению с покупками на собственные деньги. Но радость от этого у ретейлеров понемногу сменяется опасениями. «Покупатели будут отдавать проценты, а значит, придется делиться доходами с банками», – говорит Михаил Иващенко.
В петербургских магазинах сети «Максидом» выручка растет на 14% к прошлому году, но больше за счет увеличения числа покупок (+9%), чем среднего чека (+2%). Покупатели стали больше думать об украшении своих жилищ. Продажи елок, гирлянд и других товаров подскочили на 30%. Причем повышенный спрос на них начался еще в конце ноября, считают в компании. Не исключено, что этому способствовало ранее украшение городских улиц и витрин магазинов к Новому году.
«Покупатели более активно, чем в прошлом году, приобретают подарки и элементы декора», – говорят в компании «Дебрус», управляющей универмагом «Стокманн». Абсолютных показателей ретейлер не раскрывает, однако фиксирует рост как среднего чека, так и числа покупок. «Люди устали от кризиса, появилась надежда на улучшение экономической ситуации», – прокомментировали в компании.
Росту трат способствует и отложенный спрос на крупные покупки. Так, по данным исследования Deloitte, в списке желанных мужских подарков компьютеры в 2017 году обогнали прошлогоднего лидера – смартфоны. «Женщины стали приобретать больше косметических и косметологических услуг, которые не могли позволить себе ранее», – говорится в исследовании.
Впрочем, недорогие подарки тоже пользуются спросом. Так, крупнейший интернет-магазин Wildberries зафиксировал рост спроса на носки на 30%. Одежду покупают и в качестве подарка, соглашаются в «Мэлон Фэшн Груп» (сети be free, Zarina, Love Republic). У ретейлера растут продажи не только нарядных платьев, но и пижам и толстовок.
Книга для петербуржцев – по-прежнему лучший подарок, считает генеральный директор сети «Буквоед» Денис Котов. Впрочем, по его словам, средний чек в этой категории показал лишь небольшой плюс. «Бестселлеры – сборник рассказов «В Питере жить» и новая книга Виктора Пелевина. Видимо, те, кому не хватает на новый iPhone, предпочитают её», – комментирует топ-менеджер. Сувенирную продукцию покупают чаще, но предпочитают подешевле. Самая востребованная покупка – многоразовые бутылочки для воды. «Но мы видим, что много сборных подарков — например, книга, открытка и блокнот. Популярны и альбомы для рисования для взрослых», – отметил он.
В сети чая «Унция» средний чек и количество покупок в первые две недели декабря выросли на 5 – 10% к прошлом году. «Но мы связываем это не с экономикой, а с ростом популярности чая как новогоднего подарка», – рассказал совладелец компании Сергей Николаев.
Меньше всего традиционно экономили на детях. У Wildberries в Петербурге самый резкий рост показали игрушки — их заказывали на 76% больше, чем годом ранее, говорит руководитель отдела рекламы Егор Пчелинцев. В «Детском мире» динамику продаж не раскрывают, однако отмечают, что самым популярным подарком для девочек на Новый год стали сравнительно бюджетные куклы Demi Stars, стоимость которых начинается со 149 рублей. А вот самая востребованная игрушка для мальчиков, мотоцикл Kreiss, стоит 1999 рублей.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»