За 5-миллиардный контракт на содержание и эксплуатацию дамбы поборятся три компании, все здесь не чужие. Над Финским заливом снова нависает тень Владимира Когана.
Очередной конкурс на эксплуатацию и содержание петербургской дамбы проходит в необычных условиях. Незадолго до вскрытия конвертов с заявками с должности сняли главу Дирекции комплекса защитных сооружений Владимира Щекачихина, который занимал ее с 2006 года. Сразу заговорили о том, что смениться может и подрядчик, и вместо «Метростроя» осваивать 5,3 млрд рублей в течение трех лет будет другая компания. Судя по знакомым фамилиям, это не исключено.
Конверты вскрыли в пятницу, 24 ноября, однако протокола пока в открытом доступе нет. По информации «Фонтанки», из шести компаний, запросивших конкурсную документацию, в итоге заявились три. Один претендент известен по умолчанию. Это «Метрострой», который дамбу возводил и с момента сдачи в эксплуатацию забирал все контракты на содержание. 24,22% акций «Метростроя» принадлежат Николаю Александрову, 13,62% – Вадиму Александрову, 21% – комитету имущественных отношений Петербурга, 25% – Петербургскому метрополитену, остальные акции – у миноритариев.
Компания известна прежде всего как монополист в строительстве метрополитена (хотя сама она это не признает), сейчас она впервые за много лет работает сразу на 4 линиях. «Фонтанка» неоднократно писала о том, что она испытывает дефицит оборотных средств и борется за увеличение прописанных в соглашении сумм. Все это сказывается на состоянии субподрядчиков и структурных подразделений предприятия.
На фоне замечаний о монополизме со стороны Смольного и потери гарантированных, казалось бы, контрактов «Метрострой» идет в новые для себя области. Не в первый раз: начал он как раз с дамбы, затем транзитом через ЛАЭС-2 и вторую сцену Мариинского театра вышел на стадион Крестовского острова, а недавно выиграл конкурс на модернизацию судостроительного комплекса для «Северной верфи» за 6 млрд. На все денег по-прежнему не хватает. Субподрядчики жалуются на задержку в расчетах не только в подземке, но и на стадионе — пока анонимно. На дамбе проблема летом вышла в публичное поле: компания «Циклон» и ее сменщик «Циклон-КЗС», отвечавшие за автоматику в период маневров, объявили о том, что им месяцами не оплачивали услуги. Дело дошло до суда, а дамба на время осталась без специализированного субподрядчика. «Метрострой» поспешил уладить эту ситуацию.
У других участников конкурса тоже есть общая с дамбой история. Компания BCC является «дочкой» московского ООО «Инфраструктурные технологии». Оно, в свою очередь, принадлежит Валерию Липкину, Сергею Каневу, Владиславу Сердюкову и Михаилу Талову. BCC работала на комплексе защитных сооружений при строительстве, монтировала автоматизированные инженерные системы, в частности для отслеживания целостности тоннеля и пожаротушения. Задействована она на субподряде и сейчас. BCC также числилась и на стадионе Крестовского острова, строительстве тренировочной базы СКА и многих других объектах. По итогам 2016 года выручка составила 3,3 млрд рублей, чистая прибыль – 183 млн.
«Дорожно-строительная компания», зарегистрированная в Тверской области, строила скоростную автомобильную дорогу по гребню дамбы и развязку КАД в районе железнодорожной станции Бронка. Участвовала в строительстве Ладожского вокзала и первой очереди транспортного обхода Петербурга на участках Шафировской, Ржевской и Рябовской развязок. Много работала в других регионах, в частности перед Олимпиадой в Сочи и на трассе М-10. При выручке в 10 млрд по итогам 2016 года прибыль составила порядка 3 млрд.
Одним из совладельцев (50%) и директором компании является Сергей Голубев. Вторая половина принадлежит ООО «Континум», собственник которой, Илья Генкин, в прошлом был членом совета директоров "Уралсиба" и гендиректором «Медиалогии». Однако интересно не это, а то, что Генкин являлся заместителем председателя департамента строительства Минрегиона в то время, когда эту должность занимал Владимир Коган. Именно это ведомство и Коган лично курировали строительство дамбы; сам Генкин часто отчитывался о ходе работ вместе с Владимиром Щекачихиным.
В 2011 году объект сдали, Коган ушел в отставку. Однако уже на следующий год вернувшийся в президентское кресло Владимир Путин создал Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой). Возглавил его опять же Коган, а замглавы стал опять же Генкин. Агентство подчинялось Минрегиону. В конце 2012 года Коган и четыре его зама, включая Илью Генкина, подали в отставку. Считается, что это стало результатом конфликта между руководством Госстроя и недавно назначенным министром регионального развития — Игорем Слюняевым, который затем стал вице-губернатором Петербурга и сменил фамилию на Албина. Так что, если на секунду усомниться в объективности конкурсных процедур, возникает вопрос: что окажется важнее — этот конфликт или причастность к строительству дамбы?
Конкурс на 5,35 млрд объявила в конце октября Дирекция комплекса защитных сооружений. Документация закрыта, однако из отрытых источников ясно, что речь идет о трехлетнем контракте на эксплуатацию, содержание и ремонт дамбы. Сам аукцион проведут 29 ноября. Финансирование равномерно разбито на три года. Обязанности главы дирекции после ухода Щекачихина исполняет Борис Дайтер.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»