Расследование Росавиации подтвердило, что аэропорт Пулково предоставлял пассажирам запрещенные к эксплуатации трапы, а подлежавшие замене важные детали ремонтировались кустарным способом.
Падение пассажиров с трапа в Пулково Росавиация квалифицировала как авиационный инцидент и провела служебное расследование. Длилось оно месяц. Оператору аэропорта, компании «Воздушные ворота Северной столицы», настоятельно рекомендовано прекратить экономию на безопасности пассажиров. На следующей неделе отчет Росавиации будет получен Следственным комитетом на транспорте, после чего список обвиняемых по уголовным делам может быть существенно расширен.
После выполнения рейса U-6091 экипаж «Уральских авиалиний» утром 28 сентября зарулил на место стоянки в Пулково. К самолету подали самоходный пассажирский трап Eurostep Smartstep-2 с серийным номером 06049. При высадке пассажиров произошло обрушение поворотной платформы. Девочка умерла, ее бабушка получила серьезные травмы.
Трап произведен европейским подразделением американской компании FMC Technologies в 2006 году и куплен Пулково в 2008-м через официального торгового и сервисного представителя – фирму «Аэропорт Сервис». В настоящее время его собственником является оператор аэропорта, компания «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС).
Как указано в отчете Росавиации, вопреки федеральным требованиям трап не был зарегистрирован в Гостехнадзоре, и, соответственно, его эксплуатация запрещена в принципе.
«Отсутствие государственного контроля и надзора за техническим состоянием трапа в процессе эксплуатации в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей привело к нарушению требований эксплуатации и ремонта и, как результат, к падению пассажиров с трапа», – делает вывод Росавиация.
Расследованием установлено, что к Eurostep Smartstep-2 была приложена инструкция по эксплуатации. Она содержит общую информацию, характеристики и меры безопасности, но данные по техническому обслуживанию и ремонту отсутствуют. Руководства по эксплуатации, как следует из отчета о расследовании, у ВВСС нет, собственную инструкцию по эксплуатации оператор аэропорта также не разработал. Фактически рядовой состав службы спецтранспорта вынужден был самостоятельно разбираться в особенностях Smartstep-2. Официальный представитель изготовителя к ремонтным работам не допускался.
Трап состоит из двух независимых пролетов – нижнего, прикрепленного к шасси, и верхнего выдвижного. Выдвижной заканчивается широкой платформой, с которой осуществляется доступ пассажиров к двери воздушного судна. К основной части платформы крепится поворотная часть. Она служит точному выравниванию с фюзеляжем. Поворотная часть и основная соединены осью.
В отчете Росавиации указано, что поворотная платформа Smartstep-2 была отдана в ремонт 12 июля 2017 года. К этому моменту трап накатал 7255 часов. Как сообщили Росавиации сотрудники Пулково, систематические поломки центральной оси подвижной платформы фиксировались уже с 2010 года, она неоднократно ремонтировалась по указанию вышестоящих руководителей. К июлю 2017-го ось была искривлена, деформирована, подвержена коррозии, и потребовалась ее замена.
По данным специалистов «Аэропорт Сервис», подвижная платформа трапа с осью является неремонтопригодным изделием. По законной процедуре, ВВСС должны были поставить производителя трапа (или его официального представителя) в известность и произвести замену платформы с осью. Вместо этого было принято решение снять подвижную часть платформы с трапа и передать на участок механических работ. Мастеру участка Воробьеву и фрезеровщику Быстрову поставили задачу изготовить новую ось, что и было сделано. Посли вытачивания оси на ней прогнали резьбу, приварили к платформе и передали на базу авиационно-технического обслуживания (БАТО) для дальнейшей эксплуатации. Smartstep-2 собрали заново и отправили на линию. «Фонтанка» уже писала о мастерской, оставшейся в Пулково с 1973 года.
Росавиация подтвердила, что ремонт платформы прошел без согласования с производителем и дилером.
Расследование показало, что аэропорт не взаимодействует с изготовителем трапа, в ВВСС отсутствует документация, регламентирующая техобслуживание и ремонт механизмов, узлов и деталей. Руководство по эксплуатации трапов аэропортом для конкретных специалистов не разработано.
После инцидента с пассажирами в Пулково наконец пригласили специалиста из «Аэропорт Сервис». Он осмотрел 12 трапов Eurostep Smartstep-2. Восемь из них находились в исправном состоянии. К эксплуатации они были допущены, но при условии своевременного технического обслуживания и ремонта с использованием оригинальных запасных частей и расходных материалов.
На четырех трапах Eurostep Smartstep-2 (в том числе рухнувшего) специалист «Аэропорт Сервис» обнаружил следы самостоятельного ремонта конструкций подвижной части платформ. Он рекомендовал эту технику от эксплуатации отстранить до приведения всех подвижных частей платформы в заводское исполнение (новое, не бывшее в употреблении, без проведения каких-либо ремонтов).
Росавиация рекомендации специалиста «Аэропорт Сервис» категорически поддержала. Регистрация трапов в Гостехнадзоре и переход на легальный ремонт через официального представителя обещают «Воздушным воротам Северной столицы» материальные хлопоты. Кроме закупки запчастей, после каждого изменения в конструкции трапов или их составных частей необходимо будет проведение повторной сертификации.
Расследованием установлено, что к управлению самоходными трапами были допущены отдельные лица, не имеющие специальной подготовки и без удостоверений соответствующей категории (тракториста-машиниста). Ту же информацию ранее «Фонтанке» подтверждали в Северо-Западной транспортной прокуратуре.
«Кроме того, был вскрыт случай допуска водителя к управлению самоходными машинами с поддельным удостоверением», – добавляет Росавиация.
По данным «Фонтанки», утвержденный начальником Северо-Западного управления Росавиации Олегом Гринченко отчет о расследовании лег на столы гендиректора «Воздушных ворот Северной столицы» Владимира Якушева и главного операционного директора Оливера Вайса.
В Северо-Западном управлении СК на транспорте «Фонтанке» сообщили, что отчет Росавиации будет получен на следующей неделе и изучен.
Компания «Воздушные ворота Северной столицы» дала развернутый комментарий на запрос «Фонтанки»:
«В соответствии с Руководством по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации и в соответствии с приказом Минтранса РФ №82 регистрационный учет спецтранспорта операторы аэропорта вправе вести самостоятельно, без дополнительной постановки на учет. В соответствии с данными документами учет спецтехники аэропорт Пулково вел самостоятельно. Вместе с тем существует также постановление правительства РФ о порядке регистрации транспортных средств в госорганах. После выявления данного противоречия оператор аэропорта Пулково по требованию Ространснадзора начал постановку спецтехники и наземного оборудования на учет в государственных органах Гостехнадзора. Одиннадцать единиц уже поставлены. Регистрация остальных продолжается. Эксплуатация трапов разрешена при условии постановки на учет до 31 декабря 2017 года. Их техническое состояние проверено официальными представителями заводов-изготовителей и признано надлежащим.
В ВВСС разработаны, утверждены и выполняются пооперационные ведомости, регламентирующие техническое обслуживание наземного оборудования. Руководство по эксплуатации трапов разработано производителем. В отношении лица, выполнявшего ремонт трапа, возбуждено дело по статье 266 УК РФ (ненадлежащий ремонт). Назначено проведение различных видов экспертиз, по результатам которых можно будет делать выводы, в частности, о том, был ли ремонт трапа произведен ненадлежащим образом. Лица, непосредственно осуществлявшие ремонт, не довели до руководства информацию о том, что подвижная платформа трапа с осью является неремонтопригодным изделием.
В настоящее время пересматривается политика своевременного техобслуживания и ремонта с использованием оригинальных запасных частей и расходных материалов в отношении всех транспортных средств, участвующих в перевозке пассажиров.
Четыре трапа Eurostep Smartstep-2, при осмотре которых были обнаружены следы самостоятельного ремонта, выведены из эксплуатации, они будут списаны.
Работник, представивший поддельное удостоверение, отстранен от работы. В отношении его действий органами прокуратуры проводится проверка.
В настоящее время управление самоходными трапами осуществляют только работники, имеющие удостоверения соответствующей категории. Также ведется дополнительное обучение сотрудников. До завершения регистрации оборудования и проведения обучения обслуживание абсолютного большинства воздушных судов для посадки/высадки пассажиров переведено на телетрапы».
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»
По статистике Росавиации, петербургский аэропорт Пулково замыкает четверку крупнейших в России. В январе-июне 2017 года он обслужил 7,1 млн человек. Безусловным лидером является Шереметьево (18 млн за полгода), далее следует Домодедово (13,8 млн), третьим значится Внуково (7,8 млн). По данным ВВСС, в ноябре 2017-го объем Пулково перевалил за 14 млн пассажиров.
В петербургском аэропорту работают 4000 сотрудников. «Воздушные ворота Северной столицы» управляют хабом с 2010 года.
После инцидента 28 сентября 2017 года Следственный комитет на транспорте возбудил три уголовных дела. В оказании небезопасных услуг (статья 238 УК) обвинен врио начальника Службы спецтранспорта Валентин Чернаенко. По факту некачественного ремонта (статья 266 УК) привлечен начальник участка механических работ Департамента транспорта и наземного обслуживания Александр Козельский. Третье дело, по халатности (статья 293 УК), расследуется в отношении неустановленных лиц из числа руководства ВВСС.