«Фонтанка» спросила известных петербуржцев, что они в последнее время сделали за 1 рубль и на что готовы пойти ради целкового. Ответы оказались неожиданными.
Как выяснилось, чиновники, режиссеры, писатели, историки с трудом представляют, что в наше время можно сделать за рубль. Зато наш вопрос заставил респондентов погрузиться в воспоминания о счастливом советском детстве и юности.
Лев Лурье, историк и публицист: «Никто из лидеров общественного мнения не тратит рубль ни на что. Только может Тюльпанов, потому что завтраки в Сенате стоят дешево». До сенатора Вадима Тюльпанова «Фонтанка» не дозвонилась, но его коллега в Совете Федерации Константин Добрынин пояснил, что в столовой СФ за рубль «ничего не купишь».
«Ничего невозможно купить за рубль? – ответил вопросом на вопрос Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема». – Например, Костыгин (Дмитрий Костыгин – совладелец «Юлмарта», «Оптоклуба «Ряды». – Прим. ред.) в своих «Рядах» за 1 рубль килограмм соли продает. Лично я ничего не покупал и думаю, что если кому-то дать рубль за что-то, то можно получить в глаз».
Андрей Константинов, писатель и гендиректор АЖУРа, привел несколько примеров применения условной единицы: «В наши дни символический 1 рубль взыскивают, когда идет рассмотрение дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, или, например, когда отдают в аренду недвижимость под социально значимые объекты. Есть такая примета, когда дарят оружие или ножи, дарящему необходимо обязательно отдать металлический рубль».
«Фонтанка» предложила читателям рассказать, как был потрачен последний или не последний рубль. Оригинальные и креативные ответы читайте здесь. Напоминаем, читательский конкурс «Что можно сделать за рубль» продлится до 19 декабря 2016 года включительно. Победители трех лучших комментариев получат не рублевые смартфоны. Об условиях участия читайте здесь.
Вопрос о «рублевой истории» вызвал у вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина ассоциацию с концессионным соглашением о передаче ФК «Зенит» стадиона на Крестовском за 1 рубль. «Вопрос следует формулировать так: «Во сколько городскому бюджету обошлась бы эксплуатация стадиона после ввода?» Стоит ли эти расходы возложить на город или имеет смысл передать объект специализированной организации и сберечь деньги налогоплательщиков?» – заявил Албин. Своим опытом сегодняшнего применения рубля он не поделился, но охотно рассказал о былых временах.
Что можно было сделать за рубль в СССР?
«В советский период я жил на 20 рублей в месяц, а, будучи студентом, одно время на 60 рублей повышенной стипендии. Рубль в моем детстве и юности - большие деньги. Обед в диетической столовой или в пельменной обходился в один рубль, – говорит вице-губернатор Албин. – В детстве меня отправили к бабушке в город Исилькуль на месяц. Мама выделила бюджет – 10 рублей. Я купил себе в магазине кирзовые сапоги маленького размера за 50 копеек, подарки маме и папе – китайские перьевые ручки за 10 копеек, подарки друзьям, прожил месяц в гостях и пять рублей вернул маме после поездки».
«В советское время я однажды из Сыктывкара до Ленинграда добрался на попутках, – делится воспоминаниями Андрей Константинов. – Наш стройотряд расформировали, и мы добирались домой как могли. У меня был 1 рубль, булка, сгущёнка, кофе. Дальнобойщики меня везли и кормили».
Внезапно найденный рубль часто выручал режиссёра Юрия Мамина: «Бывало и не раз, когда в сложные жизненные моменты рубль находился в магазине или на дороге. В этот момент начинаешь верить в какие-то высшие силы. Как будто они тебе послали».
В советское время Мамин на рубль покупал карандаши, бумагу, 100-200 граммов конфет или ходил в кино. Василий Кичеджи, и.о. ректора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица, посещал театр, картинную галерею или музей.
Дмитрий Пучков (Гоблин) вспоминает другой досуг: «В молодости с одним рублем можно было выйти во двор, а назад тебя бы занесли на руках. То есть от количества алкоголя за один рубль подростка просто рубило под корень, но и взрослого тоже. С рублем можно было очень славно провести время, сейчас, увы, такое невозможно». По опыту Игоря Водопьянова, «за эти деньги можно было купить 2 бутылки пива, а если у друга есть рубль, то и бутылка вина получалась».
«После тяжелой тренировки с другом покупали по два стакана газировки — у нас уходило 12 копеек, – и вкуснейшую булку за 22 копейки. Мы ее уминали перед входом у «Чернышевской» и были абсолютно счастливы! – припоминает Водопьянов. – Такое счастье сейчас невозможно ощутить за деньги. Концепция счастья сейчас, так сказать, девальвировалась!» Имея всего 1 рубль в кармане, депутат ЗакСа Борис Вишневский покупал «десяток яиц и готовил пять яичниц для студенческих друзей или ходил в кино, кафе-мороженое с девушкой».
Константин Добрынин, статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов, «после школы тайком от родителей убегал в пельменную на проспекте Майорова (ныне Вознесенский проспект. — Прим. ред.), где порция пельменей была за 36 копеек». На рубль два дня обедал. «На оставшиеся покупал сливочный пломбир и был счастлив в своём советском детстве», – говорит Добрынин. Юрий Смагаринский, директор Западного региона компании «ВымпелКом», обедал в школе: «Помню вкуснейшие пирожки в школьной столовой по 10 копеек, на рубль можно было угостить всех друзей. А еще купить мороженого на всю семью. Пломбир стоил 20 копеек, а эскимо, по-моему, чуть дороже». Сейчас 1 рубль – это всего лишь символическая цена, которая подчеркивает выгоду предложения, отмечает Смагаринский.
Заслуженный тренер по фигурному катанию Алексей Мишин рассказал, что в начале 1970-х годов, будучи студентом ЛЭТИ имени В. И. Ульянова (Ленина), на первую стипендию купил маме золотые серьги с александритами. Подарок, конечно, не рублевый, но именно это воспоминание — самое яркое для чемпиона СССР.
Что бы вы сделали за рубль?