Как в Петербурге приспосабливают памятники под современные нужды*
Промышленную архитектуру рубежа XIX – XX веков легко узнать: всем петербуржцам знакомы мрачноватые корпуса мануфактур из красного кирпича или заводских цехов в духе раннего конструктивизма. Хотя сегодня «серый пояс» Петербурга медленно уступает место современным жилым кварталам, многие постройки той эпохи ценны как архитектурные памятники. Некоторым из них повезло: они реставрируются и получают новую жизнь.
1. Водонапорная башня Охтинской бумагопрядильной мануфактуры.
Старые промышленные корпуса на Свердловской набережной в советское время занимали производственные мощности фабрики «Возрождение». В 2008 году на участке началось жилое строительство. Единственный охраняемый объект – изящная водонапорная башня 1900 года постройки – была сохранена как вновь выявленный памятник.
Сегодня 37-метровая башня оказалась во дворе жилых корпусов: вокруг нее построены дом «Четыре горизонта» и «Дом на излучине Невы». Девелопер, Холдинг RBI (входят компании RBI и «Северный город») пересадил 1600-тонное сооружение на новое свайное основание с глубиной свай до 50 метров. Были проведены работы по восстановлению и усилению перекрытий, лестниц, бандажей на стенах, восстановлена утраченная кровля.
Фасад башни отреставрирован, а по ее периметру установлены в несколько ярусов 70 исторических чугунных колонн. Ранее они располагались внутри здания, неся часть нагрузки, а сегодня эти колонны уже декоративные. Башня станет уникальным украшением внутреннего двора: использовать ее как-то иначе невозможно, так как внутри она фактически представляет собой шахту с огромным резервуаром наверху.
2. Газгольдер «Общества газового освещения Санкт-Петербурга».
Газгольдер на Заозерной улице – одно из немногих сохранившихся в Петербурге зданий такого типа. Огромная (порядка 35 метров в диаметре!) промышленная емкость для хранения природного газа была построена в 1881 году по проекту Ивана Мааса. Газом предполагалось освещать улицы Петербурга, но фактически по своему прямому назначению это сооружение так никогда и не использовалось. В советское время здесь размещался цех по производству густотертой краски и белил, и к 2013 году здание постепенно пришло в запустение.
Сейчас на участке завершается строительство жилого дома – Дома у Московского TIME. Перед началом жилого строительства КГИОП согласовал проект реставрации газгольдера и приспособления его под современное использование. Этой осенью здесь завершилась реставрация кирпичной кладки фасада, заканчивается и монтаж новой купольной кровля (она по своему конструктивному и архитектурному решению аналогична исторической). Восстановлены оригинальные оконные и дверные проемы в стенах. Внутри разместились конструкции многоярусного паркинга для жителей дома TIME.
3. Автомобильный гараж фирмы К.-Л. Крюммеля.
Конструктивистское здание на Большой Посадской улице – тоже круглое в плане. Но с ним все наоборот: постройка 1913-1914 гг. изначально была многоярусным паркингом, а в советское время принадлежала таксомоторному парку. А теперь у нее новое предназначение – в 2015 г. здесь открылся деловой центр «КрюммельХаус». Бывшая шахта, в которой находились грузовые лифты для автомобилей, превратилась в атриум. На самом верху – обзорная терраса. На первом этаже – опять же, паркинг (преемственность!) Фасад отреставрировали и восстановили в первозданном виде, каким он был в 1910-е гг. На этом же участке теперь находится жилой дом «Собрание».
*"На правах рекламы"