Тренер петербургских велосипедистов Александр Кузнецов готовит иск к Ричарду Макларену, доклад которого оставил без Олимпиады десятки ведущих российских спортсменов. Суд в Канаде обойдется в сотни тысяч долларов, но Кузнецов уверен — правда на его стороне и все потраченное удастся вернуть.
Российские спортсмены, дисквалифицированные прямо перед Олимпиадой в Рио из-за доклада канадского юриста Ричарда Макларена об употреблении допинга в сборной России, переходят в нападение. Как стало известно «Фонтанке», петербургский тренер по велоспорту Александр Кузнецов, чьи трое подопечных – Дмитрий Соколов, Кирилл Свешников и Дмитрий Страхов – были отстранены от участия в Играх, готовит иск в канадский суд о защите чести и достоинства.
Напомним предысторию. Началось все с признаний бывшей российской бегуньи Юлии Степановой и ее мужа, бывшего работника Российского антидопингового агентства Виталия Степанова. Продолжилось детективным рассказом бывшего главы РУСАДА. Как оказалось позже, Родченков уже давно готовил себе почву на новой родине. А за две недели до старта Олимпиады в Рио канадец Ричард Макларен опубликовал свой доклад, в котором все это, без каких-либо новых доказательств, сводилось воедино. Сразу несколько международных федераций, включая федерации легкой и тяжелой атлетики, гребли и велоспорта, дисквалифицировали всех без разбора по принципу коллективной ответственности. Среди них оказались трое подопечных Кузнецова — Дмитрий Соколов, Кирилл Свешников и Дмитрий Страхов. Причем сообщили им об отстранении уже в Рио, буквально за пару дней до стартов.
В декабре Макларен обещает опубликовать вторую часть доклада. Однако петербуржец, заслуженный тренер СССР и России по велоспорту Александр Кузнецов, хочет, чтобы он ответил за уже сказанные слова.
«Фонтанка» обратилась к нему за подробностями.
– Мы как раз занимаемся сейчас этим вопросом, – ответил Кузнецов по телефону. – Решили мы это делать еще в Олимпийской деревне, в Рио, когда нас окончательно дисквалифицировали. Просто это очень сложная и длительная подготовка.
- В чем сложность?
– Нужно собрать все документы, всю допинговую историю всех гонщиков, о ком идет речь, — анализы крови, медицинские заключения. Нужно отдать это все специалистам на обработку вкупе со спортивными результатами. То есть все это такая очень большая работа.
- Почему вы считаете, что правда на вашей стороне?
– Ну так ведь нас дисквалифицировали без каких-либо обвинений. У нас не было положительных проб. Нас просто не за что было дисквалифицировать!
- Вам же тогда объяснили их отстранение?
– Так в том-то и дело, что нам никто ничего не объяснил, нас никто и ни в чем не обвинял — кто, что, как? Этого же ничего не было и нет до сего дня.
- На что могли претендовать Соколов, Свешников и Страхов?
– Так трудно сказать, но мне изначально казалось, что минимум бронзовые медали в командной гонке были нам по плечу.
- На какой стадии находится подготовка иска?
– В Канаде у нас работает адвокат, и он занимается этим вопросом.
- У вас есть представление, когда пройдет первое заседание по этому делу?
– Пока не могу ничего сказать по этому поводу. Вообще канадский суд очень медленный. То есть надо набраться терпения.
- Год, два?
– Ну конечно не так долго. Скорее речь идет о нескольких месяцах.
- От лица кого подается иск?
– От лица спортсменов.
- Ваши интересы будет представлять канадский адвокат?
– Нет, российский. Но он будет работать в контакте с канадскими адвокатами.
- Какого итогового результата вы хотите добиться?
– Вначале защита чести и достоинства. Это будет первый этап. А дальше будем смотреть. Могут быть и другие иски.
- Речь идет о денежной компенсации?
– О деньгах мы пока не думаем. Такой вопрос сейчас не стоит. Сначала нужно доказать свою невиновность. Вот это главная наша задача. А потом дальше будет видно.
- Слышал, что подготовка к иску и дальнейший суд могут обойтись вам в сотни тысяч долларов. Это действительно стоит настолько серьезных денег?
– Да. Это же канадский суд. Там бесплатно ничего не делается. Мы обязаны сразу дать гарантию оплаты.
- Большая часть денег уйдет на гонорары адвокатам?
– Думаю, что да. Но мы надеемся, что докажем свою невиновность, и тогда это будут временные траты, нам эти деньги вернутся.
- Вы тратите на это личные средства или вам кто-то помогает?
– Нет-нет, у меня таких денег нет. Помогают. Есть те, кто взялись помочь нам.
Справка:
Александр Кузнецов (род. 10 сентября 1941) — заслуженный тренер СССР и России по велоспорту. В разные годы входил в тренерский штаб сборных СССР и России. Его ученики в общей сложности выиграли 11 олимпийских медалей (6 золотых, 4 серебряные, 1 бронзовую) и более 50 золотых медалей с чемпионатов мира. Самый именитый воспитанник — трёхкратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов. В разные годы подвергался критике по поводу методов работы с детьми. В частности, спортивный директор команды «Русвело» Александр Постернак заявил в марте 2016-го, что Кузнецов использует методики полувековой давности, и обвинил его в развале «Русвело». Кроме того, в начале 2000-х годов обвинялся Департаментом госконтроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды Минприроды РФ по СЗФО в нарушении федерального законодательства при строительстве Центра реабилитации велоспорта и крытого велотрека на Крестовском острове: законов «Об окружающей среде», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «Об экологической экспертизе» и генеральным директором ЗАО «Центр велоспорта «Локосфинкс». В 2004 году Арбитражный суд признал претензии незаконными.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»