Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город А вдруг война, и 300 граммов хлеба...

А вдруг война, и 300 граммов хлеба...

1 400
Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Волнение, охватившее горожан из-за новости про 300 граммов зерна в случае войны, вынудило «Фонтанку» пристальнее вглядеться в закрома Петербурга. Что еще там хранится?

Публикация постановления городского правительства, касающегося формирования регионального продовольственного фонда, совпала с усложнением внешнеполитической ситуации, а потому вполне обыденное утверждение 20-дневного неснижаемого запаса зерна было воспринято петербуржцами как подготовка к военной конфронтации.

Региональный продовольственный фонд состоит из оперативного и неснижаемого запаса. Первый – объемом 38,8 тысячи тонн – должен использоваться в целях «обеспечения ритмичности поставок» сырья организациям перерабатывающей отрасли. «ГУП «Продовольственный фонд» перерабатывает зерно и производит муку для поставки ее на крупные хлебозаводы Санкт-Петербурга», – пояснили журналисту «Фонтанки» в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР).

В свою очередь неснижаемый запас, согласно новому постановлению, рассчитан на 20 дней снабжения. По данным Петростата, ежемесячно в Северной столице перерабатывается в среднем 40 тысяч тонн зерна, объем неснижаемого запаса утвержден в 31,1 тысячи тонн. «Доставка зерна из зернопроизводящих регионов в Санкт-Петербург осуществляется в течение двух-трех недель. Неснижаемый запас позволяет за счет увеличения оборачиваемости обеспечить стабильную работу мукомольных предприятий», – говорит начальник сектора продовольственной безопасности КРППР Галина Марошкина.

Все резервы сформированы, исходя из потребления горожанами в среднем 300 граммов зерна в день. По словам чиновников, из них «выколачивают» примерно 242 грамма муки, а объем производимых хлебобулочных изделий зависит от технологии. Если верить самим пекарям, в пшеничном хлебе мука составляет 67 – 77 процентов массы. Таким образом, норма потребления оценивается Смольным в 315 – 360 граммов хлеба в день.

Напомним, что известный минимальный паек жителей блокадного Ленинграда – 250 граммов для рабочих и 125 граммов для других категорий – выдавался с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Уже на следующий день норма была увеличена почти в полтора раза, а в феврале жители осажденного города могли купить по карточкам рабочих 500 – 700 граммов хлеба в день, служащих – 400, иждивенцев и детей – по 300.

Однако помимо запасов зерна Смольный имеет специальную «заначку» на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно действующему положению, созданный резерв может использоваться в целях «оказания медицинской помощи, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения».

Городской НЗ рассчитан на обеспечение 500 человек в течение 20 суток. В среднем каждый пострадавший может рассчитывать на дневной паек в 212 граммов сухарей, 200 граммов сгущенного молока, 60 граммов круп, картофеля и консервов, а также макароны, сахар, чай и соль. На складах хранится 500 брюк, столько же сорочек, носок, комплектов нательного белья, шапок, верхней одежды, летней и зимней обуви, шапок и перчаток. Запасы формируются, исходя из равного гендерного соотношения (на 250 мужчин и 250 женщин). Каждому пострадавшему положены также два комплекта постельного белья и полотенца, одна миска, кружка, ложка и ведро, 120 граммов мыла и один чайник на двоих. В городской материальный резерв включены также многочисленные лекарственные средства, медицинские товары и оборудование, большой ассортимент строительных материалов и другое.

Кроме того, до сентября 2015 года в Санкт-Петербурге формировались районные запасы (из расчета обеспечения 50 человек в течение недели). А еще в 2001 году Смольный рекомендовал всем находящимся на территории Санкт-Петербурга организациям, включая частные, за счет собственных средств создать так называемые «объектовые резервы», призванные обеспечить жизнь 10 пострадавших в течение трех суток.

Но самые большие материальные запасы накоплены на федеральном уровне, для управления такими ресурсами существует специальное федеральное агентство (Росрезерв). Номенклатура и объем стратегических запасов являются одной из самых охраняемых государственных тайн.

На создание и обслуживание государственного материального резерва в 2016 году из федерального бюджета планируется выделить 20,5 млрд рублей. Расходы городской казны на формирование материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций оцениваются в 1,4 млн рублей.

По закону такие резервы могут направляться как для обеспечения мобилизационных нужд, неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи, так и в экономических целях – регулирующего воздействия на рынок и компенсации диспропорции между спросом и предложением. Решение о так называемых товарных интервенциях вправе принимать только Правительство России в случае повышения за месяц цен не менее чем на 20 процентов.

Вместе с тем использование государственных ресурсов в условиях рыночной экономики неоднократно приводило к конфликтам. Еще в 1997 году Санкт-Петербургская продовольственная корпорация (предшественник ГУП «Продовольственный фонд») была уличена в выдаче отдельным производителям практически бесплатных товарных кредитов сахаром и иной сельскохозяйственной продукцией. В 2013 году из-за злоупотреблений должностных лиц того же госпредприятия бюджет потерял 250 млн рублей. А летом уже этого года для обеспечения «продовольственной безопасности» Северной столицы чиновники Смольного предложили инвестировать 5 млрд рублей в строительство собственного мукомольного завода.

В то же время создание разного рода резервов и стратегическое планирование не спасают потребителей от локальных кризисов, которые приводят к дефициту отдельных товаров и резкому скачку цен. Так, весной 1999 года в городе возникли перебои с поставкой бензина – в период повышения спроса ряд нефтеперерабатывающих заводов закрылись на плановый ремонт. Антимонопольная служба обвинила в сговоре с целью повышении цен операторов рынка. Летом 2010 года в несколько раз подорожала гречка, дефицит наблюдался на рынке пшеничной муки и яиц. Сами ретейлеры объясняли ситуацию снижением объемов поставок (в том числе из-за вызванного засухой неурожая зерновых), но государство вместо поддержания рынка товарными интервенциями предпочло применить санкции против торговых сетей.

Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34