Крейсер №1 вернулся после ремонта в Кронштадте на место вечной стоянки у Петроградской набережной. "Фонтанка" в режиме реального времени следила за передвижениями корабля и сообщала обо всех событиях, сопровождавщих его возвращение.
Всем не спавшим большое спасибо. И не забывайте читать наш лонгрид.
05:05
А если серьезно, то у нас есть для вас еще немного красивостей. На этот раз с коптера:
04:59
Мы тут всей командой, делавшей эту трансляцию, хотим уже под финал поставить песню. Как говорится, мы просто оставим это здесь:
04:50
Буксировочная операция завершилась. "Аврора" заняла свое место у Петроградской набережной и закреплена на швартовых бочках.
Утром экипажу предстоит присоединить к борту крейсера штанги, связывающие его с набережной, и установить штатный трап-мост.
04:35
"Аврора" дома, в Турции не то, чтобы совсем спокойно, но как-то "революция" пошла на спад. Эрдоган в аэропорту Стамбула дает пресс-конференцию.
Если не спится, можно пообсуждать, а не совпадение ли все это?
04:30
В целом, у "Авроры" все в порядке. Все желающие запилить селфи с крейсером расползлись по домам. Остались самые стойкие и преданные.
Привязывается "Аврора" к бочкам. Не быстро, да. Еще чуть-чуть и можно пойти поспать. И нам, и ей.
04:07
Больше 12 часов мы тут с вами. И вот долгожданный момент, кажется...
03:54
А вот и ясность:
Буксиры смогли подтянуть "Аврору" к Петровской набережной. Сейчас команда "заводит швартовы на бочки". Финал операции виден на горизонте!!!
03:49
Ничего не понятно. Поэтому и картинка нерезкая. Это мы про то, что корреспондент с берега нам говорит, что затащили два конца... И, похоже, финал близок. Но вода-то все те же 9 сантиметров... Кудесники-буксировщики??
03:46
Тем временем наступил рассвет
03:44
Петербуржцы расходятся с Петровской набережной. Сейчас за "Авророй" на свежем воздухе наблюдают не более 100 человек, сообщают очевидцы. Как минимум половина из оставшихся – журналисты.
Ну и мы все также с вами.
03:40
А у нас подоспела очередная партия картиночек – дух захватывает:
03:25
Крейсер держат буксиры. С водой – совсем беда:
03:05
По мнению экспертов, опрошенных "Фонтанкой", буксировочная операция может продлиться до утра
03:04
Крейсер "Аврора" находится посередине фарватера Малой Невки. Буксиры не могут завести корабль в точку вечной стоянки по причине низкого уровня воды
03:00
Вот так вот быстренько разворот:
02:45
"Аврора" подошла к месту своей швартовки. Но оооочень медленно... И аккуратно
02:30
Вернемся к... нашей "Авроре"
Точно провести "Аврору" по фарватеру капитанам буксиров помогают предупредительные навигационые знаки, заблаговременно установленные на фарватере. Это хорошо различимые с набережной желтые буйки. За эти буйки крейсеру ни в коем случае нельзя заплывать
02:25
У нас для вас есть что-то очень "вкусное". Эксклюзивное. Вид с ЗСД. Можно даже в трубу заглянуть при желании...
02:25
"Аврора" будет двигаться со скростью не более 2-х узлов (3,5 км/ч). Небольшая скорость поможет буксирам вовремя "одержать" крейсер, если его корма зацепит мель
02:23
Штаб буксировки провел "тактическую летучку" с капитанами буксиров. С учетом низкого уровня воды буксировочному каравану предстоит очень сложное маневрирование в русле Малой Невки.
Предстоит, что называется, "продеть верблюда в игольное ушко".
02:19
Пока "Аврора" разворачивается и пытается не сесть на мель, по Большой Неве идет такая, вполне себе будничная, навигация. Первое судно уже заходит под Литейный мост – сообщают очевидцы.
02:17
А, нет. Все нормально. Постояли совсем немного и снова идут. Все в порядке.
02:15
К крейсеру подошли все буксиры. У них какое-то совещание.
02:02
Нам сообщают: "Аврора" готова к развороту – сейчас будет самый важный этап
02:00
Очевидцы сообщают, что "Фонтанка" напридумывала... Хотя это не мы, а совершенно официальные лица. Это мы к тому, что и по Пироговской и даже по Петроградской набережной можно спокойно пройти. И народу, говорят, сильно меньше, чем было на "Алых парусах". Впрочем, тут и парусов нет. Одни трубы.
01:58
Троицкий
01:52
Миновали Дворцовый мост
01:51
Приблизительно через 20 минут начнется самая сложная часть буксировочной операции: экипажу предстоит развернуть крейсер кормой в сторону Большой Невки и начать движение к точке "вечной стоянки".
Оперативное видео с места:
Самый главный показатель на эту минуту – уровень воды у Горного института. Сейчас он составляет +9 сантиметров от ординара. Это значит, что" Аврора" может зацепить днищем мель
01:45
Перед тем, как пройти Благовещенский мост, "Аврора" салютовала флагом – ее встречали у стен часовни Спас-на-Водах, находящейся на Адмиралтейских верфях, с которых некогда сошел крейсер.
01:40
"Аврора" миновала Благовещенский мост.
01:31
"Аврора" приступила к смене лоцманов. В эти минуты мостик крейсера покидают морские лоцманы, которые вели корабль по морскому каналу. "Аврора" вошла в русло Невы, и теперь безопасный фарватер крейсера в руках специалистов "Волго-Балта".
01:27
Пока революционная "Аврора" плывет тут. Там (читай, в Турции) – военный переворот.
От Петербурга до Стамбула полным ходом "Авроре" идти две недели. Даже если захотим, не успеем прийти на помощь Эрдогану. Для справки: от Петербурга до Стамбула вокруг Европы около 6 тысяч миль.Полный ход "Авроры" – 19 узлов.
01:07
Во время прохода канала "Аврора" включила "боевой фор-марсовый" прожектор. Последний раз его включали в 1967 году на 50-летие Октябрьской революции. С борта сообщают, что прожектор включен для освещения фарватера.
00:48
Потрясающее зрелище – "Аврора" проходит совсем близко во всей своей красе и мощи.
00:34
"Аврора" при полной иллюминации проходит Морской канал. Встречающие на набережной ликуют.
00:25
А вот и "Аврора" красиво вплывает в Морской канал...
00:17
Чтобы разрядить томительное ожидание, расскажем вам старый советский анекдот анекдот про "Аврору". Если вы знаете еще, ждем в комментариях)
Просыпается утром Брежнев, глянул в окошко, видит – Москва-река заасфальтированна. Звонит Косыгину: что и как и почему? Тот отвечает: прошлой ночью видел сон, что по Москве-реке идёт "Аврора", на носу стоит Ленин с мерной рейкой, и командует рулевому, здесь пройдёт, здесь нет, немного левее. Вот я и дал команду заасфальтировать, чтобы "Аврора" не прошла.
00:03
Есть информация, что военные по радио подали заявку начать разводку мостов в Петербурге раньше. "Фонтанка" выяснила у диспетчера "Волго-Балта, что разводка мостов в ночь на 16 июля будет производиться по графику. Напомним, что Дворцовый и Благовещенский мост в эту ночь не будут сведены.
23:58
"Аврора" показалась в Морском канале, рапортует наш корреспондент с верхней точки ЗСД. Ждем фотографий и видео, а пока – песня от "Митьков".
23:41
Кажется, ветер меняется! (голосом Мери Поппинс)
Как передают ожидающие крейсер на Канонерском острове, ветер усиливается и дует попутно "Авроре".
23:32
Фотографы "Фонтанки" уже на позициях . Смотрите, какая красота открывается со строящегося участка ЗСД через Морской канал:
23:24
А между тем, на "Канонерке" (Канонерский остров) "Аврору" уже ждут.
В частности, Елена, Алла и Леночка. Говорят, провожали, теперь встречают.
23:20
С борта "Авроры" сообщают: через полчаса крейсер войдет на территорию Морского порта СПб, минуя Морской фасад. Все системы корабля работают нормально. Экипаж поужинал. настроение бодрое.
23:13
Минутка познавательного из славной биографии "Авроры":
Впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания», — так записал в своем дневнике вновь назначенный на крейсер врач Владимир Кравченко в начале 1904 года.
Вот так, к примеру, на борту крейсера отмечали больше века назад день Нептуна.
Подробнее о жизни корабля № 1 читайте в нашем лонгриде
23:01
На месте вечной стоянки (Петровская набережная), судя по инстаграму, пока оцепления нет.
22:48
Тревога, тревога ...
Существует вероятность, что если вода в Неве в ближайшие несколько часов не поднимется, то наш крейсер зацепит дно. Для удачного прохождения нужно 10 см от ординара. Сейчас в точке "Горный институт", если верить онлайн-прогнозу сайта ФГБУ «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», – 9 см.
22:30
У "Фонтанки" есть "супер тайные" скриншоты фотографий из отчета о ходе ремонтных работ на "Авроре". Смотрим и никому не рассказываем, что увидели:
22:14
С Зимней пристани Кронштадта сообщают, что люди из Петербурга продолжают прибывать. А между тем, "Аврора" уже скрылась с горизонта.
22:10
"Аврора" уверенно идет к месту вечной стоянки, а мы продолжаем радовать вас интересными фактами из лонгрида про историю корабля №1.
Факт четвертый, про Английскую набережную:
Накануне празднования 30-летия Октябрьской революции крейсер временно поставили на место «исторического залпа».
Не исключено, что и в этот раз "Авроре" придется дождаться в исторических пейзажах нужного уровня подьема воды.
21:54
А с неба видали?
21:51
А вот и изнутри вид. За окном завод? Или это старое?
21:48
В сети появились первые кадры "Авроры" в пути:
21:45
Борта сообщают: к "Авроре" подошли в Морском канале около 20 катеров – приветствуют ее возвращение.
21:29
21:25
"Аврора" покинула гавань:
21:23
Проводили "Аврору" с танцами – буксиры завода станцевали вокруг нее:
21:21
Концы в воду
21:19
Мы с вами уже 6 часов вместе в этой трансляции. И вот долгожданный момент:
21:16
Ну, собственно, ПОПЛЫЛИ
21:15
ФАКТ №3
"Аврора" доблестно сражалась в годы II мировой на стороне союзников. В 1941-ом "наша" "Аврора" после многочисленных бомбежек села на грунт в Ораниенбауме, с неё сняли последнее 130-мм орудие, которое установили на бронепоезд «Балтиец». Однако, войну с фашистской Германией продолжила другая "Аврора". Корабль его Величества (HMS – His Majesty Ship) "Аврора", водоизмещением 6 тысяч тонн, был построен в 1936 году на верфях Портсмута. Вооружение его также составляли 152-мм орудия. Британская «Аврора» успешно дралась с немцами всю войну в Атлантике и Средиземном море, сопровождая конвои и высаживая десанты в Италии и Франции. В судьбе "тезки" сыграл не последнюю роль товарищ Мао.
Об этом – читайте в нашем лонгриде
21:12
Мы не перестаем следить за уровнем воды в Неве – 6 см на отметке в Большом порту. не исключено, что придется подождать на временной остановке на Английской набережной. Посмотрим.
21:06
Хоть на небе и солнышко, но все равно пошел дождь:
21:03
Запустили дизеля. Пошел дым из трубы. Зайцев не видать... Помните, в прошлый раз катались такие с ушами?
20:58
Пока заводят концы, мы обратимся к лонгриду.
ФАКТ №2
В феврале 1968 года крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом — Октябрьской революции.
Так «Аврора», однажды став первым в СССР орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ, и единственным в мире – на ордене которого изображен он сам.
20:56
Тащить будут на железных буксировочных концах.
20:53
"Павловск" будет прикрывать "Аврору" с тыла – точнее, страховать корму:
20:48 На буксиры начали заводить швартовые. Начало операции – уже очень скоро
20:45
На завод прибыла яхта. Говорят, вип...
20:40
От "Авроры" отсоединили береговое электропитание:
20:36
Еще побалуем вас небольшим видео. Все в сборе:
20:34
Командир и старпом "Авроры" готовы к походу:
20:32
Штаб постановил: буксировке – быть! К заводу прибыли катера ГИМС и полиции.
20:30
Прямо от борта:
20:27
Последние приготовления:
20:24
ТРАП УБРАН
20:20
Погода хорошая. "Аврора" готовится. Буквиры рядом
20:16
У нас тут пока для вас несколько любопытных фактов из нашего лонгрида про "Судьбу высокую "Авроры". Ищите новые в трансляции и читайте лонгрид.
ФАКТ №1
"В честь 50-летнего юбилея революции крейсер вновь произвел холостой выстрел из бакового 152-мм орудия, ровно в 21 ч. 45 мин.
20:14
На Зимней пристани Кронштадта уже аншлаг: народ стоит и ждет отправления "Авроры", – передают очевидцы.
20:05
Еще немного тоски и печали от стоящих в пробке в Кронштадт. И солнце в глаз, и "Аврора" рядом...
19:55
Если вы зачем-то решили поехать в Кронштадт посмотреть на отправление "Авроры", то уже поздно. Есть все шансы застрять в пробке. Во все стороны. Там и ДТП, и ремонт дороги, и просто народ домой в пятницу едет. Так себе удовольствие:
19:50
Жители Кронштадта в предвкушении сообщают: пришло солнышко
19:43
Время приближается, а мы пока погоду узнавали для вас.
В гидрометцентре пока говорят только общий прогноз на "околоноля" – "кратковременные дожди, ветер 7-12 метров в секунду"
19:35
Экипаж ждет. И мы подождем
19:26
Мы тут смотрим на воду. В смысле, на ее уровень. Пока у Горного – 9 см. Надо не меньше 30.
19:15
Ох, и не летная же (не плавательная... как правильно говорят моряки?) погодка
18:52
Если все состоится, то контртеррористическое обеспечение буксировки "Авроры" в Петербург будет обеспечивать патрульный катер "Раптор" ЛенВМБ. На борту – морские "котики". Точнее, морской спецназ.
18:40
СРОЧНО: В Кронштадт пришел шторм. В такую погоду "Аврора" никуда не пойдет. Ждем-с
18:29
Любопытный факт про "Аврору":
Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов и старшин всех статей Советского флота и с тех пор практически не изменялась.
Изначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа. В 1949 г., когда возник вопрос сохранения секретности названия кораблей, надписи заменили на название флотов.
Бескозырка матросская крейсера 1-го ранга «Аврора».
Исключения составляли бескозырки экипажа легендарного крейсера «Аврора». В конечном итоге оставили надпись «Военно-морской флот». В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается. На современном российском флоте бескозырка закрепилась за матросами и старшинами как головной убор парадной и парадно-выходной формы одежды.
18:10
Как это было. Кронштадтский морской завод.
17:55
Тематическая музыкальная пауза:
17:25
А на торжественном митинге было поярче и порадостней:
17:20
Вернемся ненадолго в Кронштадт. Там гроза и ливень стеной. Сурово.
17:10
А вот давайте вспомним, как "Аврора" уходила. В принципе, если лень выходить из дома ночью, то просто поставьте видео в перемотку с конца к началу... примерно так и будет, мы надеемся.
17:00
Еще немного про возвращение в "Исторической рифме" Льва Лурье.
16:50
Абсолютно все, что можно узнать про "Аврору", мы узнали. И без скромности – шикарнейший лонгрид сделала "Фонтанка". Можно читать как раз до самого момента отправки корабля с завода.
Наслаждайтесь: Пролетарская богиня среди мифов и рифов
16:44
Раз погода благосклонна (хотя бы по части ветра и уровня воды), вот небольшая инфографика с деталями проводки "Авроры" и точками, где на нее можно взглянуть поближе:
16:38
Уровень воды у Горного в онлайн режиме можно всегда узнать вот здесь.
Пока в норме.
Ветер вот тут.
Пока тоже устраивает.
16:35
ВАЖНО: если ветер будет больше 10 метров в секунду "Аврора" не пойдет под мостами.
16:30
И как раз про воду.
ВАЖНО: источник "Фонтанки" в штабе буксировки: Крейсер не выйдет из Кронштадта, если вода на точке у Горного института упадет ниже 30 см.
Пока погода штаб устраивает.
16:20
До вечера у "Авроры" передышка перед самой главной частью – буксировкой. Операция предстоит сложная. напомним, что у крейсера нет ни руля. ни винта – буксирам придется тащить буквально неуправляемое судно. Тут основной вопрос – уровень воды. Подробнее читайте в материале "Фонтанки": Зачем от петербуржцев спрячут возвращение "Авроры"
16:10
Давайте еще раз на флаг посмотрим поближе. Эксклюзивно у нас. Ну, как эксклюзивно. Просто мы заметили обновление. Раньше был просто андреевский флаг, теперь на нем еще и Орден Красного знамени и Орден Октябрьской революции:
16:08
Официальные лица покинули "Аврору". Экипаж празднично готовится к отбытию домой.
16:05
Но мы-то знаем, как и где ждать "Аврору" этой ночью. Другое дело – стоит ли смотреть во тьму в ливень? Но, если вы не знаете, чем себя занять в ночь с пятницы на субботу, то нот он – секретный фарватер:
16:00
Пока у гостей и официальных лиц экскурсия по кораблю и культурная программа, давайте вспомним, как "Аврора" уходила на ремонт. Всего-то каких-то два года назад...
Помните? "Большой поход "Авроры".
Толпы людей на набережных, необычное зрелище – разведенные днем мосты на Неве. Это был настоящий праздник.
В этот раз крейсер пройдет обратный путь под покровом темноты, скорее всего, в дождь и в обстановке едва ли не строгой секретности.
К слову, те, кто хочет посмотреть на крейсер, не забывайте, что попасть на Петровскую, Петроградскую и Пироговскую набережные не удастся – все подходы к месту вечной стоянки оцепит полиция.
15:55
Обратите внимание на флаг "Авроры". Он, говорят, новый. С орденами:
15:50
СМИ не особо жалуют сегодня на заводе, так что можем насладиться фотографиями наших стрингеров и тех, кто оказался на церемонии.
15:45
15:41
Давайте пока еще посмотрим на то, каким вышел крейсер после ремонта
15:38
К слову, официальная часть митинга завершена.
Гендиректор Кронштадтского морского завода Анатолий Балоев вручил экипажу копию крейсера в масштабе1:350
15:35
Митинг начался без дождя, а вот сразу после слов начальника Управления культуры минобороны Антона Губанкова, как рассказывают очевидцы, грянул гром и начался ливень.
Впрочем, сам Губанков минутой ранее успел сказать, что дождь – это хорошая примета)))
15:30
Официальные лица поздравляют заводчан. Губернатор уверен, что у корабля №1 "несмотря на пасмурную погоду, теплое настроение", а заместитель главкома ВМФ Александр Федотенков и вовсе пожелал новых побед экипажу героического крейсера.
15:22
Несмотря на непогоду, передача "Авроры" состоится. Митинг и официальная церемония – по плану.
15:19
Митинг в честь передачи судна начался
15:17
И сразу же первые фотографии из Кронштадта, где с минуты на минуту ждут губернатора
15:15
"Фонтанка" начитает текстовую трансляцию