Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Доброе дело Социальное предпринимательство как «чисто маргинальная история»

Социальное предпринимательство как «чисто маргинальная история»

2 106

В пространстве «Легко-Легко» фонда AdVita («Ради жизни») обсуждали социальное предпринимательство. Встреча состоялась в тот же день, когда впервые в истории Петербургского международного экономического форума прошла панельная сессия «Предпринимательство в социальной сфере как драйвер позитивных изменений».

Из участников, что обсуждали эту тему на ПМЭФ-2016, к петербургским представителям НКО и социальным предпринимателям приехали двое – Дэвид Лепаж, председатель совета директоров Social Enterprise Council of Canada, председатель Всемирного форума социальных предпринимателей и Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета.

Наталья Починок сообщила, что в Госдуме наконец-то в стадии обсуждения находится законопроект о социальном предпринимательстве, а итогом панельной сессии на ПМЭФ стало решение о подготовке «дорожной карты» по развитию российского социального предпринимательства к сентябрю этого года. Починок рассказала, что для развития социального предпринимательства необходимо, прежде всего, чтобы государство поддержало рынки сбыта продукции и услуг социальных предпринимателей, чтобы услуги их закупали госмонополии и т.д.

Кстати, по оценкам фонда «Наше будущее» в 2015 году вклад социальных предпринимателей России в ВВП был сопоставим с математической погрешностью – 0,36 процента, что ничтожно мало. При этом «Наше будущее» отмечает: «Социальное предпринимательство исторически представляет собой сферу на стыке благотворительности и традиционного бизнеса. Как правило, социальные предприниматели стараются обеспечить как можно больший социальный эффект при относительно низкой доходности инвестиций, создавая и распространяя новые подходы к решению социальных задач».

В Петербурге социальных предпринимателей пока не так много, но социальные задачи они решают. «Фонтанка» писала о Надежде Самойловой – многодетной маме, у которой средняя дочка с тяжелой формой ДЦП. Надежда не стала просить помощи, а создала сама садик и школу «Светлый город». На всю страну прогремела история, о которой писали многие СМИ – как всем миром с помощью краудфандинга помогли проекту «Пара за пару» обувной фабрики «Тибож» в Красносельском районе Петербурга, где почти все сотрудники – люди с инвалидностью.

Известна первая в России турфирма «Либерти», организующая туры для людей с инвалидностью, в том числе колясочников. «Фонтанка» не раз писала и о благотворительном фонде «Рауль» и компании «Работа- i» помогающих в трудоустройстве выпускникам детских домов, в том числе и коррекционных. В Петербурге созданы возглавляемая Ириной Вишневской Ассоциации социальных предпринимателей и Клуб социальных предпринимателей, руководимый Анастасией Москвиной в ЦРНО – Центре развития некоммерческих организаций (ЦРНО, кстати, в минувшем году был объявлен «иностранным агентом» и доказать государству обратное в судах не удалось).

Многие ведущие некоммерческие организации города развивают социальное предпринимательство – всем знакомы качественные сувениры «Ночлежки», Центра «Антон тут рядом», проекта «Помогать легко» фонда AdVita. Но социальные предприниматели существуют, скорее, не благодаря всесторонней поддержке государства, а потому что просто очень хотят выжить и помогать себе и другим.

Дэвид Лепаж, который в мире считается гуру социального предпринимательства, считает, что надо менять культуру и поведение людей.

Я вырос в США – в самом центре капитализма, – рассказал канадец. – Я не согласен с теми, кто считает, что бедность – это допустимо и нормально, я уверен, что у всех, кто хочет трудиться, должна быть работа.

Лепаж не рисовал красочных картинок. Везде бизнес есть бизнес, а чиновники есть чиновники. И везде надо убеждать, что социальное предпринимательство – это важно и необходимо.

Моя цель – чтобы каждый бизнес был социальным предприятием, – сказал Лепаж.

А Наталья Починок показала участникам встречи картинку «в канадском народном духе», подаренную ей Лепажем несколько лет назад. Такие картинки в Ванкувере – городе, где живет Лепаж, создают жители одного дома, специально построенного местным предпринимателем для местных же маргиналов-художников. Они рисуют, он работы у них закупает, а потом продает туристам за неплохие деньги в галерее, находящейся на первом этаже этого чудо-дома.

История для нас из области фантастики. Зато вот история совсем наша – на панельной сессии ПМЭФ Андрей Белоусов, помощник президента Российской Федерации был недоволен портретом «среднего российского социального предпринимателя». Согласно исследованию, проведенному все тем же фондом «Наше будущее», выходит, что большинство социальных предпринимателей – это женщины за 30 и примерно до 55-60.

Картинка, которую мы видим, — это приговор. Это женщины старше 30 лет, то есть после рождения ребенка, которые в основном занимаются детьми. Это портрет социального предпринимателя в России. Это чисто маргинальная история, если называть вещи своими именами, – заявил Андрей Белоусов.

А мы добавим: «Сексизм чистой воды, господин Белоусов».

Галина Артеменко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях