В Петербурге установлен факт православного акционизма. Энтео замахнулся на художника Копейкина, но в стиле анти-Pussy Riot. Манежный хулиган хочет станцевать на алтаре храма искусства.
Московский православный активист Дмитрий Энтео решил расширить сферу своей деятельности за МКАД и написал в прокуратуру Петербурга заявление на выставку «Три века культуры» в библиотеке Маяковского.
Текст жалобы на содержание экспозиции, а конкретно – на полотно «Алтарь семейных ценностей», на имя прокурора Петербурга Литвиненко православный активист разместил на своей странице «Вконтакте» еще 29 мая. Он скучен до канцеляризма: «Среди работ имеется работа, представляющая из себя карикатуру на иконостас православного храма, на иконы Господа Иисуса Христа, Богородицы и святых Православной Церкви, где на подобии икон вместо ликов Спасителя, Богородицы и святых изображены сцена разврата, пьянства, пошлого юмора на бытовые темы. Такое произведение является кощунственным и не имеет ничего общего с искусством. Действия лиц, организовавших 28 мая 2016 года выставку «Три века культуры в Центре искусства и музыки библиотеки Маяковского, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 20, нарушают мое конституционное право, предусмотренное ст. 28 Конституции Российской Федерации, а также нормы федерального законодательства, а именно ч. 1 ст. 148 УК РФ (оскорбление чувств верующих), п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ (разжигание ненависти с использованием служебного положения)».
Дмитрий Цорионов (Энтео), если верить интернету, выходец из столичной дипломатической семьи. В 2010 году он "уверовал" и ударился в агрессивное православие. Началось с нападений на ЛГБТ-активистов и стояния под стенами суда над Pussy Riot. В 2015 году активист без постоянного места работы взялся за искусство. С группой поддержки он ворвался в московский Манеж и разбил несколько произведений скульптора Вадима Сидура, обозвав их богохульными. За уничтожение культурных ценностей, только денежная ценность которых составляет несколько миллионов, он был признан «мелким хулиганом», оштрафован на 1000 рублей и получил широкое паблисити.
Николай Копейкин - не только известный авангардист, но и кинорежиссёр и музыкант. С 1999 года участник группы НОМ. Его работы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, в Русском музее. Группа «Колдовские художники» («Художественная секта „КОЛХУи") появилась в 2002 году. Ее отцы-основатели Николай Копейкин, музыкант группы «НОМ» Андрей Кагадеев и Владимир Медведев. Сейчас в нее входит 13 человек, среди которых художники Вася Ложкин, Кирилл Миллер, Виктор Пузо.
В своих жалобах на широко известные «Мать – это святое», «Зять любит взять» и «Девкой меньше, бабой больше» Энтео не оказался первопроходцем. Еще во время первого показа в Русском музее (в 2014-м) нашлись верующие, громившие алтарь с высоты своей идейности. Но тогда дело ограничилось обличительными постами в ЖЖ и на самодержавно-православных сайтах.
«Алтарь семенных ценностей» был создан два года назад восемью художниками, которые называют себя сектой «Колдовских художников» (сокращенно КОЛХУи). Как рассказал «Фонтанке» один из авторов, Николай Копейкин, в 2014 году к нему обратились кураторы Русского музея и пригласили поучаствовать в выставке «Портрет семьи».
«Спросили: может, вы что-то специально для выставки сделаете? Я предложил КОЛХУев, они согласились. Так родилась идея теремка, избушки на курьих ножках. Получился очаг, алтарь, такое сакральное место, которое мы нафаршировали содержанием, которое есть в башке любого гражданина РФ. В нем собраны те культурные и народные мудрости, которые вдалбливаются людям в голову, невзирая на религии и конфессии. Такая народно-низовая культура в фольклорно-китчевой форме, псевдорусском стиле, который приблизил содержание к людям», – рассказывает историю и смысл создания «Алтаря» Копейкин.
Центр по искусству и музыке библиотеки имени Маяковского (БИКЦИМ), где в 2016 году разместили картину, уверяет, что до появления интернет-жалобы никакие православные на содержание «Трех веков искусства» не жаловались. Им и невдомёк, что не видевшему картину вживую Энтео нажаловалась их же сотрудница. По словам Копейкина, первую негативную рецензию он получил «Вконтакте» от женщины, представившейся "верующей патрульной", на странице которой указано место работы – БИКЦИМ. Дальше художника заспамили христианскими проклятиями в соцсети, финалом которых и стала жалоба в прокуратуру. Копейкин реагирует с юмором: «Время от времени человеку нужно дать о себе знать. Это такой православный акционизм, типа анти-Pussy Riot. Они станцевали на алтаре в храме, а этот хочет станцевать на алтаре в храме искусства. Но обида этого товарища непонятна. Мы – зеркало для народа, а на него неча пенять».
Участница Pussy Riot, сооснователь проектов "Зона Права" и "Медиазона" Мария Алехина в комментарии "Фонтанке" с определением деятельности Энтео как акциониста не согласна: «Донос в прокуратуру – это не акционизм, а жест стукача. Донос – это не акция прямого действия, это трусливое поведение конъюнктурщика. Политическое искусство не работает на стилистических параллелях. Политическое искусство требует соответствия слова и дела. Слова Энтео весят меньше тополиного пуха, а дела его – это дела последнего шныря на зоне».
Сам Энтео для комментариев оказался недоступен.
В пресс-службе прокуратуры, которую журналисты ежедневно расспрашивают о жалобе Энтео, разводят руками: если отправил, то, видимо, «Почтой России».
Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»