Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Балтийскую таможню разыграли на шестерых (фото)

Балтийскую таможню разыграли на шестерых (фото)

1 863
Сергей Куликов/Интерпресс
Источник:

Реформа Балтийской таможни привела не только к сокращению штата, но и к головной боли бункеровщиков. В выигрыше пока только брокеры, чья клиентская база стала расти.

Отныне, чтобы попасть на Балтийскую таможню, нужно получить пропуск у частных компаний, деятельность которых никак не отрегулирована. На морской границе Петербурга больше нет главного, центрального таможенного поста. Его функции распределены между шестью другими постами, каждый из которых работает, как ему вздумается.

Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов упразднил функции центрального таможенного поста Балтийской таможни, которая контролирует товары, проходящие через морской порт Петербурга. Как следует из приказа ФТС № 2330 и документов, имеющихся в распоряжении «Фонтанки», с 10 февраля часть работников центрального поста ушли на сокращение, сам пост переименован в шкиперский и переехал с Двинской улицы, 16, куда можно было зайти с улицы, на берег Невской губы Васильевского острова, 1 (литера Д), на территорию «Пассажирского порта Санкт-Петербург».

Функции центрального поста по таможенному оформлению грузов, перемещаемых за пределы или в страны Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения), отныне распределены между всеми шестью постами Балтийской таможни, включая шкиперский. Как пояснил «Фонтанке» один из таможенных брокеров, для оформления документов на перевозимые судами товары, по сути, ничего не изменилось, просто появилась необходимость оформить пропуск во все портовые зоны. Однако больше всего пострадали бункеровочные компании, которые занимаются заправкой топливом судов, которым получить этот пропуск сложнее всего.

До сих пор бункеровочные компании оформляли таможенную декларацию на выпуск из России так называемых судовых припасов (дизельного топлива, мазута) в центральной энергетической таможне в порту Приморск, а физический допуск к заправляемому судну получали на основе документов центрального поста Балтийской таможни, в здание которого можно было зайти с улицы. С 10 февраля все изменилось. Бункеровщики теперь после энергетической таможни должны идти на тот пост, за которым закреплен причал, у которого пришвартовано судно. Проблема заключается в том, что пять из шести постов находятся на территории предприятий, каждое из которых устанавливает свои правила.

«Простому человеку на таможенные посты практически не попасть, если нет знакомств в данной зоне порта или на таможенном посту. Попытка попасть на эти посты полностью останавливает нашу работу, мы, по сути, отныне занимаемся только пропусками. Зачем нужна таможня, в которую нельзя попасть?» — рассказал «Фонтанке» директор бункеровочной компании, попросивший его не называть. Если верить его словам, таможенным брокерам выдают пропуска с легкостью, а бункеровочным фирмам не так охотно.

Схема порта
Источник:

Как можно видеть на карте, территория порта разделена на причалы, за каждым из которых закреплен определенный таможенный пост. Например, первые 14 причалов расположены на территории «Второй стивидорной компании», а пост Лесной порт, за которым они закреплены, находится на участке фирмы «Петролеспорт». Даже если причал и его пост расположены на одной территории, бункеровщикам все равно приходится оформлять пропуск у его собственника или арендатора, чего до сих пор им делать не приходилось. Единственный пост, который находится за пределами частных территорий, это Гавань.

По данным нашего издания, пострадали и некоторые крупные фирмы. Так, компании «Лукойл-бункер» пришлось полностью отказаться от самостоятельного оформления пропусков и нанять специальную брокерскую фирму. Компания «Газпромнефть марин бункер» не почувствовала изменений, так как она уже несколько лет работает через брокера.

Наличие проблемы подтвердили и в нескольких других компаниях. «Мы тоже решили проблему, наняв брокера. Уже больше не ездим даже в эти посты. Но главная причина была не столько в пропусках, сколько в том, что у каждого поста теперь свои правила и требования. Например, на одно и то же судно, на которое нам нужно было поставить 300 тонн дизельного топлива, один пост оформляет нам весь объем, а другой — только 50 тонн, ссылаясь на то, что этого достаточно на один рейс. Как будто мы общаемся с двумя разными таможнями. Представьте, как я выгляжу в глазах клиента», — рассказал собеседник.

Расходы на брокерские услуги, впрочем, не так велики, утверждает он. Это около 35-40 центов на одну тонну топлива, которая стоит $300. В одной из брокерских фирм высказали удивление, узнав, что бункеровочные фирмы не могут самостоятельно оформить документы. «Еще пару лет назад нашей девочке, студентке, потребовалось два дня, чтобы изучить сайты стивидорных компаний и взять у них договоры и прочие документы для получения пропуска. Нам оставалось лишь подождать, когда пограничники ФСБ поставят на них штамп. Ничего сложного тут нет, надо просто заняться вопросом. Хотя это морока, не спорю», — рассказал брокер.

В распоряжении «Фонтанки» есть документы Балтийского таможни, Северо-Западного таможенного управления и Федеральной таможенной службы, из которых следует, что государственный орган не собирается отказываться от проведенной реформы. Во-первых, она позволила увеличить количество должностных лиц, уполномоченных совершать таможенные операции с судовыми припасами, поэтому время их совершения сократится (оно и так не превышало 20-30 минут, возражают бункеровщики). Во-вторых, реформа была проведена по результатам успешного, как считают в СЗТУ, эксперимента. Часть функций центрального поста выполняли работники турухтанного таможенного поста, и это позволило сократить с трех до одного дня срок оформления товаров, пришедших из-за границы. В-третьих, таможня обещает провести обучение сотрудников, чтобы они работали эффективно.

Отметим, что данная реформа произошла после того, как глава ФТС Андрей Бельянинов, указывая на невозможность контролировать подчиненных в Балтийской таможне, объявил о намерении передать их основные функции постам в портах Бронка и Усть-Луга. Для этого он спросил совета у губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и полпреда президента в СЗФО Владимира Булавина. Реакция Полтавченко «Фонтанке» неизвестна, а вот Булавин написал Бельянинову письмо, в котором отказал главе ФТС в желании урезать функции основных постов Балтийской таможни.

Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях