Только каждый пятый пользователь Интернета может воспользоваться широко разрекламированными электронными сервисами Росреестра – по льготному тарифу заказать выписку о принадлежащих ему квартире, доме и другой недвижимости, данные из кадастра и иную информацию. Чиновники и создатели сайта винят в проблеме его использования американцев.
*Проведенное «Фонтанкой» тестирование показало, что использовать для заказа информации самые популярные браузеры пользователи не могут. А те, что поддерживают такую функцию, не позволяют ее прочесть.*
Переход на оказание государственных услуг в электронном виде – одна из главных пропагандируемых Кремлем целей интенсификации отечественной экономики, отраженных в так называемых майских указах президента России (подписанных Владимиром Путиным сразу после инаугурации в мае 2012 года). Чтобы стимулировать россиян использовать интернет-сервисы вместо традиционных бумажек и походов в офисы, электронные услуги должны предоставляться по льготной цене.
Первой новый подход на практике реализовала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр, традиционно именуемый в Северной столице ГБР). Например, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) на бумаге обойдется гражданину в 200 рублей, в электронном виде – 150. Для организаций использование Интернета позволяет сократить расходы в два раза.
Утвержденный Минэкономразвития регламент предусматривает, что пользование официальными сайтами государственных органов не может быть обусловлено наличием определенных веб-обозревателей (браузеров) или установкой специальных технических средств.
Веб-патология
Но проведенное тестирование показало, что сайт Росреестра лишь частично соответствует таким требованиям. В частности, форма заказа выписки из ЕГРП не открывается в ряде версий Internet Explorer, а порой и в Mozilla Firefox. Кроме того, для выгрузки информации из того же реестра или Государственного кадастра недвижимости пользователю нужно не просто иметь ключ квалифицированной электронной подписи, но и установить специальный плагин. А он, в свою очередь, не функционирует в среде Chromium – браузерах Google Chrome, «Яндекс» и других, а также в Opera.
В самом Росреестре вынуждены были признать, что Opera и Google Chrome в настоящее время не функционируют с плагином электронной подписи «КриптоПро ЭЦП Browser Plugin», а подписать запрос можно только в браузере Internet Explorer (версий 9-11), Mozilla FireFox и Safari. Но наличие этих программ недостаточно для получения самих материалов о недвижимости:
«При запросе сведений из информационных ресурсов ЕГРП и ГКН результат в настоящее время можно скачать только в браузере Google Chrome. Возможность скачивания результата оказания услуги во всех остальных браузерах будет обеспечена до конца I квартала 2016 года», – пояснили в пресс-службе ведомства.
На практике это означает, что желающий воспользоваться электронными сервисами и сэкономить время и 50 рублей собственник недвижимости должен установить как минимум два браузера: один – Internet Explorer, Mozilla FireFox и Safari – чтобы заказать материалы, второй – только Google Chrome, чтобы получить результат. Причем доступные для работы браузеры (Internet Explorer и прочие), согласно глобальной статистике Mail.ru, сегодня установлены только у 18 процентов российских пользователей Интернета.
Адвокат Иван Павлов, входящий в Общественный совет при Росреестре, считает ситуацию ненормальной:
«Каждый орган власти должен обеспечить одинаковые возможности пользователям предоставляемых услуг, каким бы браузером они ни пользовались. На этом фоне рекомендация использовать два разных браузера тем более не соответствует нормативным требованиям. Надеюсь, в ближайшее время Росреестр ликвидирует это техническое недоразумение», – убежден он.
Причем, в отличие от большинства других сервисов государственных услуг, сервисы Росреестра реализованы только на его сайте – заказать их через единый портал (gosulugi.ru) невозможно.
49 млн за сайт мертвеца
До 2014 года для работы с электронной подписью на сайте Росреестра требовалось использование исключительно Internet Explorer. Для исправления ситуации была проведена модернизация. Сформированное техническое задание предусматривало, что новая версия портала должна работать в операционных системах Microsoft Windows, Linux, FreeBSD, Apple iOS, Apple MacOS и браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Chrome и Safari.
Контракт стоимостью 49 млн рублей был заключен с ООО «Эдвансед Трансформейшн Консалтинг» (группа AT Consulting). Ее руководство также признает наличие проблем с доступностью сайта с разных браузеров, но винит в этом американскую корпорацию Google.
«На момент сдачи контракта работоспособность сервисов была обеспечена во всех браузерах. Но с сентября 2015 года Google отключил поддержку NPAPI-плагинов, из-за чего стало невозможным подписание запросов в Google Chrome и Opera. В настоящее время ведутся работы по обеспечению работоспособности сервисов во всех браузерах», – пояснили в компании.
Эксперты критически оценивают такие аргументы:
«Корпорация Google объявила о планах по прекращению поддержки NPAPI (архитектура подключаемых модулей, которая применяется для электронной подписи в «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in», используемой для госуслуг) в Chrome еще в 2013 году, но первые реальные проблемы начались в феврале 2014 года, – поясняет Андрей Субботин, технический директор ЗАО «Комита». – За полтора года, прошедших до момента полного отключения поддержки NPAPI в Chrome и Opera в сентябре 2015 года, при многомиллиардных ежегодных затратах на развитие электронных сервисов Росреестр мог бы много раз успеть обеспечить полную поддержку других браузеров, в том числе наиболее распространенных версий Microsoft Internet Explorer 10 и 11».
А вот руководитель компании WebMaster SPb Андрей Рябых полагает, что возможность корректной работы во всех браузерах увеличивает себестоимость создания сайта. «На мой взгляд, важно поддерживать самые распространенные. Хотя платформа «1С Битрикс», например, буквально на днях отказалась от поддержки браузеров семейства Internet Explorer версии ниже 11, которые еще раньше прекратил обновлять сам Microsoft», – констатирует Андрей Рябых.
Money, money, money
Успешное заполнение формы – не единственная проблема заказа выписки из ЕГРП. Оплатить соответствующую сумму (для граждан – 150 рублей) через обычный банк или переводом нельзя – при совершении транзакции должен указываться специальный код, позволяющий чиновникам идентифицировать заказ. Поэтому принимать платежи могут только уполномоченные расчетные организации, согласившиеся принять такие «правила игры», утвержденные Минэкономразвития.
В настоящее время в этом списке всего четыре банка, но печально известный петербургский «Таврический», а также Уральский банк реконструкции и развития уже отключены. Клиенты ПАО «Сбербанк России» могут заплатить только при подключении соответствующего интернет-банка (в кассах или терминалах платежи не принимаются). Через специальный сервис можно выписать квитанцию, но это обойдется в 35 рублей, перевести деньги с пластиковой карты можно, уплатив комиссию в 2,3 процента, или с мобильного телефона за 4-7 процентов (размер зависит от оператора). Единственный бесплатный вариант – терминалы Qiwi.
Один из недовольных навязыванием услуг уполномоченных банков – гражданин Александр Суслов оспорил утвержденное Минэкономразвития положение в Верховном суде РФ. По его мнению, оно ограничивает свободу договора и права граждан в выборе кредитной организации при перемещении финансовых средств. Но служители Фемиды не усмотрели противоречий и нарушений прав потребителей. Ведь чиновники никак не ограничивают возможность банков участвовать в проекте – им достаточно подтвердить (акцептовать) опубликованную ведомством публичную оферту, внедрить систему обмена информацией и так далее. «У кредитных организаций, с которыми Росреестром соответствующие договоры не заключены, отсутствует обязанность подтверждения в электронном виде приема платежей за оказание государственных услуг по предоставлению информации из ЕГРП», – заключил судья Николай Романенко.
Павел Нетупский