В Петербурге первыми в России начали проект досудебного разрешения конфликтов, возникающих между людьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями и различными структурами. Если сказать проще, то Городская ассоциация общественных организаций родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) выступит медиатором в урегулировании жилищных и трудовых споров, разрешении конфликтных ситуаций при проведении медико-социальных экспертиз.
Полностью проект, который рассчитан на семь месяцев и профинансирован государственным грантом «Гражданское достоинство», носит название «Медиативная деятельность социально-ориентированной НКО, как способ урегулирования конфликта интересов между субъектами права, один из которых с ограниченными возможностями здоровья».
Этот проект стал продолжением прошлогоднего проекта ГАООРДИ, о котором рассказывала «Фонтанка» – «Право – это реально», когда инвалидам и их семьям помогали разобраться в их правах и учили эти права отстаивать. Ольга Безбородова, которая руководила предыдущим и руководит новым проектом, рассказала, зачем нужна медиация:
- Люди, которые отстаивают свои права в судах, нередко погружаются в тяжелое психоэмоциональное состояние, замыкаются на проблеме, ни о чем другом говорить и думать не могут, прокручивая в голове до бесконечности все ситуации конфликта. И даже когда отказ суда в удовлетворении их иска оправдан – они уже не в состоянии вникнуть в это, апеллируют до бесконечности, не могут понять, что можно по-иному решить проблему.
Маргарита Урманчеева, президент ГАООРДИ, говорит, что нередко бывает так, что спор уже решили в суде, а конфликт не разрешен, стороны недовольны.
- Мы должны с человеком договориться, что он согласен на медиативный процесс, потом посадить две стороны конфликта по обе стороны и в режиме диалога разрешить ситуацию, – отмечает Урманчеева.
- Медиатор ни в коем случае не должен принимать чью-либо сторону, – поясняет координатор проектов Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Российское объединение судей» Дарья Лебедева. – Вероятно, стоит внести понятие «медиативные переговоры».
Заместитель председателя Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Российское объединение судей» Ярослав Жолобов считает, что медиация помогает исключить образ врага, потому что человек, полагающий, что его права нарушены, видит в «нарушителе» именно недруга, и это опасно.
Практикующий медиатор, профессор СПбГУ Анатолий Липницкий отметил, что сейчас в Министерстве юстиции рассматривается возможность создания сети служб медиации – аналогичная программа, касающаяся помощи трудным подросткам.
Тем не менее, инициаторы петербургского проекта признают, что только 10% конфликтов можно разрешить при помощи медиации.
Напомним, что Федеральный закон "О медиации" вступил в силу1 января 2011 года, но бесплатно услуги такого рода не оказывались. В Петербурге для людей с ограниченными возможностями здоровья это будет сделано впервые.
О промежуточных результатах проекта организаторы расскажут в конце мая, а в сентябре проведут круглый стол для специалистов и отчитаются о проекте.
Галина Артеменко