Самые гостеприимные страны Европы меняют отношение к беженцам: Германия принимает закон о высылке гостей, а Швеция намерена депортировать половину всех, кого приняла.
Явление под названием "кризис беженцев" в Европе достигло стадии, на которой правительства принимающих стран, отбросив эмоции, принялись считать. И подсчёты оказались неблагоприятны для выходцев из Северной Африки: Германия намерена перекрыть для них границу. Ужесточение миграционного законодательства коснётся и тех, кому немцы особенно сочувствуют: беженцев из Сирии и Ирака.
Клаудиа – чиновница в мэрии Гёттингена. Она обрабатывает заявления о предоставлении статуса беженцев от тех, чьи имена начинаются на первые буквы алфавита.
– Поэтому ко мне попадает большинство выходцев из Сирии и из других стран Востока, – объяснила она "Фонтанке". – Их имена начинаются на "аль-", "али-" и так далее. Среди сирийцев и иракцев много людей образованных, они, как правило, хорошо говорят по-английски, спрашивают, когда им можно будет искать работу, сразу просят направление на языковые курсы. Труднее всего приходится с выходцами из Марокко, из Алжира…
Примерно по такому принципу беженцев намерено разделить и правительство Германии. Кабинет министров ФРГ одобрил законопроект, по которому выходцы из одних стран смогут претендовать на статус беженца, а мигранты из других будут подлежать немедленному выдворению из страны. К последним относятся приезжие из так называемых "безопасных стран происхождения", в частности – Марокко, Алжира, Туниса, некоторых балканских государств, жители которых бегут не от войны, а от бедности.
Кроме того, в Германии будет упрощена высылка жителей воюющих стран, если они осуждены, сообщает газета Hamburger Abendblatt, за преступления "против жизни, физической неприкосновенности, сексуальной неприкосновенности ", за нападения на полицейских и другие тяжкие правонарушения. Впрочем, пока власти Германии хотят оставить исключение для тех, кому на родине грозят пытки и смерть.
Ужесточение миграционной политики не означает, что Германия, как говорят многие, одумалась и решила завязать с гостеприимством. Так считает директор Института проблем миграции в Берлине Ольга Гулина.
– Это нужно и можно было сделать раньше, просто сейчас повод совпал с возможностями, – сказала она в разговоре с "Фонтанкой". – Статистика – вещь упрямая и честная. По состоянию на конец 2015 года в Кёльне было зарегистрировано 1111 граждан Сирии, подавших прошение об убежище. И только пять из них совершили правонарушения. Аналогичная картина – среди заявителей на убежище из Афганистана, Ирака и Ирана: за 2015 год в поле зрения полиции Кёльна попали четыре афганца из 660 просителей убежища, 19 иракцев из 789 просителей из этой страны, девять из 289 жителей Ирана, обратившихся за убежищем на территории ФРГ. В противовес жителям этих стран, податели ходатайств об убежище из Африки и с Балканского полуострова более склонны к девиантному поведению в Германии. Согласно данным полиции Кёльна, каждый четвертый гражданин Черногории, Боснии и Герцеговины, Марокко, Алжира, Туниса, Эритреи и Нигерии, зарегистрированный на территории Германии и проживающий в Кёльне и его окрестностях, в период с октября 2014 по ноябрь 2015 года совершил правонарушения.
Действительно, на днях власти ФРГ опубликовали доклад по поводу событий 31 декабря в Кёльне, где нападениям в новогоднюю ночь подверглись больше тысячи женщин. Большинство задержанных предполагаемых преступников – выходцы из тех самых "безопасных стран происхождения". Как уже писала "Фонтанка", те, кто спасается от войны, гораздо в меньшей степени склонны рисковать своей безопасностью и нарываться на выдворение из Европы, напротив – они учат немецкий язык и стремятся найти работу.
Раньше немецкая пресса много цитировала выкрики мигрантов о том, что их всё равно нельзя будет депортировать, так как у них нет паспортов. По последним заявлениям немецких чиновников, избежать высылки, просто "потеряв" паспорт, беженцы уже не смогут, их личности всё равно будут устанавливать. Как говорит Ольга Гулина, выяснить происхождение беспаспортного гостя будет не так уж и трудно.
– При пересечении границы у них снимали отпечатки пальцев, вся информация передаётся централизованно, – объяснила она "Фонтанке". – В четверг, 28 января, Федеральное ведомство по делам миграции сделало заявление: вся информация будет доступна всем специализированным и вовлеченным государственным ведомствам, наличие или отсутствие паспорта не отменяет идентификацию человека по фотографии, по отпечаткам пальцев и так далее.
Тем временем, как пишет Spiegel, в Германии усиливаются ксенофобские настроения. О такой опасности на днях говорил "Фонтанке" германист Александр Кокеев – ведущий научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН. И вот теперь журнал Spiegel вынужден был закрыть комментарии под статьями о беженцах на своём сайте: слишком много стало появляться агрессивных выпадов в адрес приезжих.
По данным Spiegel, за прошлый год количество нападений на лагеря мигрантов в Германии выросло в 5 раз: в 2014 году было зафиксировано 199 таких инцидентов, за 2015-й – уже 1005. Spiegel приводит инфографику, по которой нападения чаще случались в восточных и центральных землях Германии. Типичный "портрет" нападающих – молодые люди 18-35 лет, живущие неподалёку.
Пока Германия готовится принимать закон о высылке нарушителей, Швеция уже приступила к действиям. Власти этой страны объявили о намерении депортировать 80 тысяч мигрантов, претендующих на убежище в этой стране. Это половина всех, кто подал ходатайства в 2015 году: Швеция приняла за прошлый год заявления от 163 тысяч человек, пришедших на её территорию. До сих пор она считалась самой гостеприимной страной Европы – если учитывать соотношение между количеством беженцев и численностью граждан страны. Последней каплей и поводом к пересмотру миграционной политики стало жестокое убийство сотрудницы центра по приёму беженцев: 22-летнюю женщину в лагере возле Гётеборга зарезал подросток-мигрант.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"