Наверное, обычный школьник испугался бы, скажи ему, что в классе к нему приставят специального учителя, который будет контролировать все его действия. В классе для детей с аутизмом петербургской коррекционной школы №13 занимаются только так — каждому ребенку полагается отдельный наставник, тьютор. С ним ученик будет заниматься, играть и отдыхать, с ним пойдет в обычный класс к другим ребятам, чтобы включиться в общий процесс обучения.
– Владик назвал своего тьютора Аленушкой, и никуда от нее не отходит, – отмечает мама одного из детей, Инна Тихонова. Инна с другими родителями учеников с аутизмом основала фонд «Открытая дверь», который смог изыскать деньги как на обучение педагогов, так и на обустройство класса.
Проект был создан после того, как матери детей с аутизмом познакомились в Санкт-Петербурге на учебе в центре «Антон тут рядом». Специалисты "Центра прикладного поведенческого анализа" оказывают сопровождение проекта, подготавливая учителей и тьюторов к работе по специальной методике обучения детей с аутизмом. Эта методика основывается на теории прикладного анализа поведения (ABA). Подход предполагает изменение поведения учеников путем научения и создания соответствующей среды. То есть проактивные методы поощрения желательных действий детей превалируют над какими бы то ни было наказаниями за нежелательное поведение. Работа дается недешево, но, тем не менее, «Открытая дверь» планирует еще несколько проектов, призванных поддержать адаптацию в обществе граждан с особенностями.
– Мы живем в России. У детей есть особенные потребности. Возможность реализовать их имеется не всегда. Родителям зачастую самим приходится думать, как их реализовать, и всем очень сложно, – так кратко комментирует сложившуюся ситуацию координатор работы педагогов в классе Наталья Малкова.
Конечная цель обучения состоит в том, чтобы дети с аутизмом пошли заниматься в другие классы. Сперва ограничивались редкими походами в столовую, со временем тревожность у детей понизилась, и через месяц занятий ученики начали ходить с другими детьми на физкультуру и на музыку. В программе для учеников с аутизмом есть основные предметы, включая математику и язык. Вскоре ребятам придется все больше посещать другие классы и по-своему стараться не отставать от однокашников.
– Тема будущего урока заранее прорабатывается в ресурсном классе с тьютором, затем дети вместе отправляются на урок в класс «обычный». Там тема уже рассматривается совместно с другими детьми. Если проходят цифры, а ребенок не может писать, он будет, например, лепить цифру из пластилина. Для каждого ребенка с аутизмом урок корректируется так, чтобы он мог что-то из этого вынести, – рассказывает Инна.
Конечно, в основном дети с аутизмом учатся в своем классе. Их всего трое — Владислав, Миша и Олег, возраст — от 7 до 10 лет. Занятия идут как в группе, так и индивидуально в специально оборудованных маленьких классных комнатах на балконах.
Переменки здесь надо устраивать раз в 15-20 минут, когда ученик завершит очередное задание. Младшего, Миши, сегодня нет, он болеет. Олег занят цифрами, а Владик группирует предметы по категориям. Мальчики совсем разные: Владик смешливый, контактный, на все обращающий внимание, Олег задумчивый, серьезный, периодически он срывается с места и бежит куда-то, осененный идеей. Глядя на них, понятно, почему не обойтись одним наставником даже на двоих. Задача тьютора в том, чтобы создать индивидуальный и максимально эффективные условия для общения и обучения. Кому-то нужно показать задачу от и до, кому-то помочь жестом или словом. Теоретически со временем помощь тьюторов для обучения и интеграции должна требоваться детям все меньше, но ставить какие-либо сроки сложно.
Между собой дети почти не контактируют. Взрослый может им что-то дать, и они обращаются к нему, а друг другу ребята не очень интересны. Задача, конечно, в том числе и в том, чтобы научить их замечать друг друга и общаться.
На первой же переменке наставники пытаются наладить общение между Владиком и Олегом. Мячик, который каждый по отдельности с удовольствием кидает в импровизированную баскетбольную корзину, нужно передать другому. Мальчиков просят посмотреть на товарища и дать ему мяч. Со второй попытки получается, Олег даже бросает мяч, а не протягивает, усиливая спортивный элемент игры.
На сегодня класс в 13-й школе — единственный, где детям с аутизмом могут предоставить отдельного наставника и подходящие классы для инклюзивного образования. Проект активно поддерживает директор школы Денис Бухаров. Детей с нарушениями развития, которым нужна такая учеба, очень много, и 13-я фактически переполнена. Администрация школы прикладывает все усилия, чтобы получить новое здание.
– Если решится вопрос со зданием школы, и если фонд «Открытая дверь» сможет изыскать средства, тогда мы сможем набрать новых учеников, потому что, конечно, нам уже звонят заинтересованные родители.
Ознакомиться с деятельностью фонда «Открытая дверь» можно на сайте организации – http://www.odfond.org/help/
Андрей Гореликов, для «Фонтанки.ру»