Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество По золотому пути - в Казань

По золотому пути - в Казань

431
Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Источник:

Пока Китай думает, добавлять ли 400 млрд на высокоскоростную магистраль Москва — Казань, «Фонтанка» сравнила стоимость строительства железной дороги с известными мировыми аналогами.

По данным источника, близкого к переговорам, Китай рассмотрит возможность увеличения кредитов для строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань до 400 млрд рублей. Уже сейчас, на этапе проектирования, российская ВСМ в пересчете на один километр оказалась почти на 70 процентов дороже американского аналога – проектируемой дороги Лас-Вегас – Лос-Анджелес.

Ранее пилотный проект дороги протяженностью 770 км был оценен в 1,068 триллиона рублей. Предполагается, что поезда будут проходить это расстояние за 3,5 часа.

При этом, безусловно, ВСМ Москва – Казань не самая дорогая железная дорога в мире, однако надо понимать, что зачастую высокоскоростные магистрали в густонаселенных районах проходят на эстакадах. Например, большая часть китайской ВСМ Ухань — Гуанчжоу проходит по мосту. Несмотря на это, 1 км китайской дороги обошелся дешевле, чем анонсированная стоимость ВСМ Москва – Казань.

Нам удалось найти всего две современные железные дороги (мы рассматривали только те, что были построены в 2000-х), которые в пересчете на 1 км пути оказались дороже проектной стоимости ВСМ Москва – Казань. Речь идет о российской ветке Адлер – Красная Поляна и китайской Пекин – Шанхай.

Что касается ВСМ Пекин – Шанхай, то, чтобы объяснить ее дороговизну, достаточно упомянуть, что дорога включает в себя больше 200 мостов, в том числе 164-километровый виадук. Если говорить о нашей сочинской олимпийской дороге, то, вынося за скобки все коррупционные расследования Алексея Навального по этому поводу, надо обратить внимание, что дорога строилась в горах и сопровождалась прокладкой тоннелей и мостов, а кроме того, совмещает в себе автодорогу и ж/д.

Конечно, стоимость в данном случае – весьма условна. Во-первых, все по-разному считают и включают в нее разные статьи расходов – закупки составов, строительство вокзалов. Во-вторых, есть разница в курсах валют в разные годы, поправка на инфляцию и прочие экономические показатели.

Мы не включили в рейтинг ряд железных дорог (например, тоннель под Ла-Маншем), потому что либо они были построены раньше 2000 года, и сравнивать их стоимость совсем некорректно, либо потому что они строились десятилетиями и под скоростное движение были лишь модернизированы.

Дорога Адлер – Красная Поляна
Протяженность: 48 км.
Сроки строительства: 2009 – 2013 гг.
Скорость: максимальная скорость, которую могут развивать поезда «Ласточка», составляет 160 км/ч, однако фактическая скорость существенно ниже. Путь от вокзала Адлер до Красной Поляны поезд проходит за 40 минут, что соответствует средней скорости около 70 км/ч.
Сложности при строительстве: совмещена с автомобильной дорогой, содержит 14 тоннелей общей длиной 26,5 км, а также 40 автодорожных и 37 железнодорожных мостов и эстакад общей протяженностью 35 км.
Стоимость: $ 3,46 млрд.
Стоимость 1 км: $ 72,149 112 млн.

ВСМ Пекин – Шанхай
Протяженность: 1318 км.
Сроки строительства: 2008 – 2011 гг.
Скорость: средняя скорость движения поездов – 330 км/ч, максимальная – 380 км/ч.
Сложности при строительстве: при строительстве возведено 244 железнодорожных моста, включая 164-километровый виадук, а также 22 тоннеля.
Стоимость: $ 33,29 млрд.
Стоимость 1 км: $ 25,26 млн.

ВСМ Москва – Казань
Заявленная протяженность: 770 км.
Сроки строительства: определялись и многократно сдвигались. По последней информации, ВСМ должна быть готова к 2020 году, однако, поскольку на данный момент не готов даже проект, говорить о реальных сроках не представляется возможным.
Скорость: средняя и максимальная скорости не заявлены, однако пилотный проект предусматривает, что поезда будут преодолевать 770 км за 3,5 часа, что соответствует средней скорости в 220 км/ч (такую скорость может развивать и «Сапсан»), однако проект предусматривает остановки, по всей видимости, максимальная скорость будет доходить до 300 км/ч.
Сложности при строительстве: будет строиться в средней полосе России, где нет гор и нет необходимости строить тоннели. При строительстве, скорее всего, потребуется возведение нескольких крупных мостов, в том числе через Оку и Волгу.
Пилотная стоимость: 1,068 трлн рублей, что на сегодняшний день соответствует $ 16,293 млрд.
Стоимость 1 км: $ 21,161 млн.

Скоростная железная дорога Ухань — Гуанчжоу
Протяженность: 968 км.
Сроки строительства: 2005 – 2009 гг.
Скорость: средняя скорость составляет 320 км/ч, максимальная – 350 км/ч.
Сложности при строительстве: 468 км железнодорожной линии проходят по мостам, 177 км – в туннелях (2/3 всей длины).
Стоимость: $ 18,5 млрд.
Стоимость 1 км: $ 19,12 млн.

ВСМ Лас-Вегас – Лос-Анджелес
В сентябре стало известно, что китайские железнодорожники помогут построить высокоскоростную магистраль в США.
Протяженность: 370 км.
Планируемая скорость движения поездов: не сообщается, однако предполагается, что время в пути составит 1 час 20 минут. Таким образом, средняя скорость может составить около 300 км/ч.
Предварительная стоимость: $ 5 млрд.
Стоимость 1 км: $ 13,514 млн.

И еще немного цифр. По официальным данным, подготовка скоростного движения на линии Москва – Петербург в 2009 году (под «Сапсаны») обошлась в сумму более € 700 млн евро. Это примерно $ 1,5 млн на километр пути. Впрочем, было это в далеком 2009-м. После этого были еще закупки дополнительных «Сапсанов», усиление систем безопасности, модернизация путей. Окончательную стоимость линии посчитать, основываясь на открытых данных, невозможно. Но прикинуть – реально.

Кирилл Балберов,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях