XVIII Семейный цирковой фестиваль «Летающие дети» пройдет в Упсала-Парке 12 и 13 сентября. В Парке впервые появится космическая площадка. А первый день фестиваля начнется встречей за длинным столом – «Разговорами о полётах». Каждый из участников сможет поделиться своей личной историей, где "хулиганство", "протест" против чего-то общепринятого позволили им создать невероятные творческие и яркие проекты. Также на фестивале состоится премьера фильма «Я -пакитан!» о детях с синдромом Дауна, живущих в разных странах.
Среди тех, кто сядет за длинный стол – создатели цирка Sonnenstich (Берлин) Микаэль и Анна-Катарин Андреес, Владимир Чикишев, руководитель театра «Пиано» из Нижнего Новгорода, где играют неслышащие дети, артисты из Хельсинки – Race Horse Company, Евгений Горькаев, организатор крупнейшей благотворительной ярмарки в России «Душевный Bazar», Максим Травников и Соня Крылова – артисты Упсала-Цирка. Любой желающий сможет с ними побеседовать.
Вообще же, Упсала-Цирк живет в бешеном темпе. Едва успев отметить 15-летие премьерой – спектаклем «Эффект пинг-понгового шарика», поехал в европейское турне; вернувшись в Петербург, развернул в «Упсала-Парке «Душевный Bazar»; поехал во Владивосток; вернулся и отыграл спектакль «Приехали!»; отправился в Новый Уренгой с группой «Особый ребенок»; только вернулся – сразу фестиваль «Летающие дети».
Лариса Афанасьева, художественный руководитель «Упсала-Цирка» ответила накануне фестиваля на вопросы корреспондента «Фонтанки».
-Лариса, когда я была на «Душевном Bazarе», некоторые москвичи были немного разочарованы – петербуржцы не так активно жертвуют деньги, покупая благотворительные сувениры, как в столице. А по вашему мнению – как прошла в этом смысле ярмарка?
– Все не бывает сразу – и чтобы деньги валили, как из рога изобилия. Все же в Петербурге, в отличие от Москвы, традиция такой вот благотворительности в зачаточном состоянии, не сформирована традиция, когда люди вместе собираются на какие-то классные мероприятия и с легкостью и красиво расстаются с деньгами.
- Может, мы просто беднее?
– Да нет, я думаю, что это все же вопрос культуры в первую очередь и формирования традиции таких мероприятий. И еще я считаю, что не хватает у нас пока солидарности между фондами. Лишь недавно «АдВита», «Ночлежка». «Антон тут рядом», «Точка опоры» и другие стали делать совместные мероприятия.
- Будет ли «Душевный Bazar» в Петербурге еще раз?
-Думаю, да, организаторы понимают, что не все сразу происходит, а первый опыт у нас был очень позитивным. Мне было немного странно слышать, что некоторые фонды говорили, мол, мало денег собрали, но ведь «Душевный Bazar» – это не про деньги, а про имидж. Да и там, где продукция была отличная – варенье фонда «Живой», авоськи, сделанные слепыми людьми – все это отлично покупалось.
-Вы сразу после этой ярмарки улетели во Владивосток с проектом «Сила мечты». Как впечатления?
-Мы увидели Владивосток, Хабаровск, показали там спектакль «Племянник», туда же приехала и часть «Душевного Bazar», и местные фонды подошли. Мы рассказали про метод Упсала-Цирка – мастер-класс наш длился шесть часов.
А потом мы с группой «Особый ребенок», с нашими «Лямурами» – так их прозвали в Упсала-Цирке, поехали в Новый Уренгой. Это была первая такая поездка у ребят.
Мы три года работаем с ними и сразу сказали родителям, что мы не просто «будем заниматься досугом особых детей». «Нет, – говорили мы. – Ваши дети – артисты, а не только «дети с ограниченными возможностями», и у цирка есть свои правила – путешествия, выступления. И наша цель – создать спектакль». Родители сначала хотели постоянно присутствовать на занятиях, но мы сказали: «Сначала – да, а потом первые 15 минут, потом через раз приходить будете, а потом – раз в неделю».
И вот через год ребята занимаются без присутствия мам, а родители на кухне чай пьют. И за город ребята выезжали уже сами – получилось первое путешествие. Неделю наши «Лямуры» жили без родителей в деревне – с баней, с готовкой борща. Так мы морально подготовились к первым гастролям в Новый Уренгой, где показали спектакль «Каникулы Бонифация» – по мотивам классического мультика. Нас пригласили в Новый Уренгой наши партнеры – компания «Винтерсхалл». Они сейчас работают над открытием в Новом Уренгое инклюзивного детского сада и наш опыт для них важен.
- Вы ведь тоже планируете расширять группу «Особый ребенок»?
– Да, идет стройка, хотим успеть закончить к ноябрю и открыть новый проект. Нам много звонят, просят принять особых детей в группу, поэтому решили делать проект – все, как положено: будут педагоги, психологи, тренеры, которые умеют работать с такими детьми. Будет актерское мастерство, танцы, ритмика, сценическое движение, цирковые дисциплины.
Кстати, 13 сентября, во второй день фестиваля «Летающие дети» всех зову прийти и посмотреть премьеру – фильм Аси Копичниковой «Я -пакитан!». «Пакитан» – особенное слово, которое придумал Антон – наш «особый» артист, играющий главную роль в спектакле «Племянник». «Пакитан» – это капитан, только немножко наоборот. Так Антон называл себя во время своего первого турне по Европе. Ася снимала этот фильм три года. Он о людях с синдромом Дауна – в России, Германии, Италии.
Беседовала Галина Артеменко