На Книжных аллеях, что уютно расположились на территории Михайловского замка, прошла благотворительная книжная ярмарка, в которой приняли участие известные петербургские актеры и писатели. Средства от продажи книг будут направлены на реализацию проектов центра аутистов «Антон тут рядом».
В рамках книжной ярмарки на сцену Книжных аллей поднялась восходящая звезда БДТ Полина Толстун, поэт Марина Кацуба, писатель Илья Стогов, музыкант Олег Нестеров и многие другие. Финальным аккордом стало выступление оркестра «Антон тут рядом», который состоит из подопечных центра.
Благотворительную книжную ярмарку посетил один из самых известных клоунов России, Вячеслав Полунин, который представил свою книгу «Алхимия нежности», посвященную знаменитому «сНЕЖНОМУ шоу». Вячеслав Иванович, или же Слава, как просит сам себя называть любимый миллионами Асисяй, также рассказал, что сейчас работает еще над несколькими книгами, которые он пишет вместе с критиком Натальей Табачниковой. Полунин пошутил, что она «останавливает» его, а иначе книги бы получались толстенные.
Так как выступление Полунина носит благотворительный характер, то корреспондент «Фонтанки» решил поинтересоваться у любимого клоуна, как он отметил Международный день благотворительности, и попросил поподробнее рассказать о добрых делах Полунина, тем более что на дворе кризис и люди чаще задумываются над тем, чтобы сэкономить деньги.
– Важнее всего в благотворительности не рассказывать о том, что и как ты делаешь, – поделился своим мнением Полунин. – Я думаю, что мы многое делаем для того, чтобы помогать людям, но не обязательно говорим об этом вслух.
После Вячеслава Полунина на сцену поднялся известный актер Геннадий Смирнов, который является большим другом центра «Антон тут рядом». Он припомнил, как несколько лет назад собирал деньги для проекта «Русфонд» на лечение мальчика Андрея, который с детства косолапит.
– В принципе операция стоила не очень много, несколько десятков тысяч рублей, но семья Андрея жила далеко в провинции и зарабатывала мало. Я написал об этом в Интернете, мы стали собирать деньги, и знаете, что меня потрясло больше всего? Мне писали люди: «Гена, я могу перечислить 300 рублей, потому что больше нет». Или же 500, 100 рублей. Эти люди не олигархи, наверняка тоже с не очень большими зарплатами, но они прониклись этой идеей. Они отрывали от чего-то своего нужного эти деньги и отправляли на операцию мальчику, которого они никогда не видели. Я до сих пор об этом помню. И кстати, операцию сделали и теперь Андрей нормально ходит.
Смирнов также сказал, что Любовь Аркус, руководитель центра «Антон тут рядом», недавно рассказала ему, что в центр часто заглядывают люди, которые говорят: «Мы хотим помочь, нам ничего не надо, просто хочется поддержать вас».
– Это самое удивительное, что люди хотят помочь тем, кого они даже не знают. Наверное, эти неравнодушные люди, самое главное, что есть в нашей любимой стране, – подытожил Смирнов.
Кстати, в эти дни «Фонтанка» решила вновь поинтересоваться у известных людей об их добрых делах. Мы задали такой вопрос: "Сейчас во всем мире вновь говорят о финансовом кризисе, и люди, в том числе и звезды, бизнесмены, начинают экономить. Как вы думаете, стоит ли экономить на благотворительных проектах? Или же главное не столько деньги, сколько внимание? Будете ли вы и дальше продолжать помогать тем, кто в этом нуждается, если кризис коснется и вас?"
Альберт Жалилов, певец, участник проекта «Живой звук»:
– Слово "проект" я не очень люблю – это форма, оболочка. Важнее то, что "за словами". Участие в благотворительных мероприятиях – все-таки внутренняя потребность, и если она есть, то человека вряд ли остановит кризис (можно посмотреть, сколько собирают телемарафоны). И здесь не нужно шумихи, суеты, это интимный процесс. Просто есть желание, которое порождает и возможности, а у артистов этих возможностей значительно больше. Помимо материальной помощи это благотворительные концерты и мастер-классы, участие во всевозможных акциях и т. д. Так что кто действительно ищет, тот всегда найдет. Согласен, многие начнут экономить деньги, но наши душевные качества, я уверен, не девальвируются вместе с долларом, они безграничны и созданы в том числе для того, чтобы ими иногда делиться.
Дмитрий Пучков (Гоблин), переводчик и блогер:
– Лично мне экономить не на чем. Живу скромно: еда примитивная, на собственной яхте по Карибам не перемещаюсь. Помогаю в меру сил и способностей постоянно. При этом ещё и помогаю другим помогать нуждающимся в помощи. Да, денег становится заметно меньше, а цены лезут вверх, но сколько могу – всё равно помогать буду.
Анна Афанасьева, директор Благотворительного фонда «ТОЧКА ОПОРЫ», телеведущая:
– Во время кризиса мы наблюдаем интересный и неожиданный момент – коммерческие компании по понятным причинам сокращают свои бюджеты на благотворительность, но растут объемы пожертвований со стороны простых людей. Например, в июле в фонд «ТОЧКА ОПОРЫ» один добрый человек через Интернет перевел полмиллиона, и мы сразу смогли закрыть два проекта по сбору средств (специальный инвентарь – салазки для детей с инвалидностью, которые занимаются лыжными гонками сидя, и продолжить строительство конного манежа для паралимпийцев.) Этот человек просто увидел призыв о помощи в Интернете, доверился нам и помог!
Что касается звезд, то в благотворительности (по крайней мере, по моему опыту) важнее даже не финансовая помощь от известных людей, а информационная поддержка. Когда известный человек озвучивает, что поддерживает проект, обращается к своим подписчикам и поклонникам с просьбой поддержать, это вызывает лояльность, доверие и помогает собрать необходимые средства. Также помогает участие в благотворительных автографсессиях или просто когда известный спортсмен передает футболку со своим автографом. Такие акции не требуют финансовых затрат от звезд, и кризис тут никак не влияет.
Но, как я уже сказала, финансовая ситуация диктует свои условия в диалоге с бизнесом. По моему впечатлению, это не влияет на желание заниматься благотворительностью, а скорее, просто ограничивает возможности. Поэтому сейчас наш фонд предлагает коммерческим партнерам совместные проекты, которые не требуют прямого выделения финансовых средств – помощь товаром, акции по добавленной стоимости – +1 рубль к стоимости товара или услуги, благотворительность вместо сувениров, корпоративное волонтерство и т. д. Поэтому кризис не повод хоронить благотворительность, потому что даже 100 рублей могут сыграть свою роль, но для некоммерческих организаций это повод находить новые пути взаимодействия с бизнесом, учитывая реалии и то, что бизнес сейчас вынужден быть очень избирательным в своих тратах.
Михаил Садчиков-младший