Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Бензин устал от низких цен

Бензин устал от низких цен

466
Петр Ковалев/ДП

Цены на бензин, чудесным образом не менявшиеся с начала 2015 года, начали расти. Специалисты объясняют это удорожанием топлива на оптовом рынке, вызванным дефицитом бензина на Дальнем Востоке, и ростом налоговой нагрузки на нефтегазовые компании. Но настоящие потрясения, видимо, еще впереди. Налоговый маневр, из-за которого должны вырасти цены на топливо, еще только набирает обороты. В то же время правительство отказалось продлевать действие «Евро-4» на 2016 год, как того просили нефтяные компании, не готовые к переходу на «Евро-5».

По данным официальной статистики Петростата, бензин в Петербурге начал дорожать в конце мая. С 25 мая по 1 июня средняя стоимость всех видов бензина подросла с 33,95 до 34 рублей за литр, в первую неделю июня цена топлива увеличилась еще на 3 копейки. Аи-92 за эти периоды подорожал с 32,65 до 32,75 рубля, марки Аи-95 и Аи-98 — с 36,09 до 36,12. Средняя цена на дизельное топливо в последний месяц не менялась и составляет 34,62 рубля.

Гораздо более презентабельна статистика цен самих автозаправочных станций Петербурга, которую они предоставляют информационному агентству «Аи92». По его данным, за последний месяц на заправках «Газпромнефти» подняли цену Аи-95 в зависимости от местоположения на 20 – 45 копеек, на заправках Shell — на 10 – 50 копеек, на станциях ПТК — на 10 – 20 копеек. Примерно так же подорожал бензин Аи-92 на АЗС этих компаний. Стоимость литра 98-го бензина за месяц выросла только на заправках «Газпромнефти» — на сумму от 15 до 40 копеек.

Повышению розничных цен предшествовал их рост на оптовом рынке. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость тонны бензина «Регуляр-92» в Европейской части России, куда входит Северо-Западный округ, с начала мая по 16 июня выросла на 14%, с 33 тыс. до 37,6 тыс. рублей, тонны «Премиум-95» — на 15%, с 34,4 тыс. до 39,5 тыс. рублей. Аналогичным образом выросли национальные индексы топливных цен биржи.

Как сообщил «Фонтанке» источник на топливном рынке, рост оптовых цен связан с тем, что «Роснефть» резко повысила объемы покупки бензина для своих АЗС (в добавок к бензину своего собственного производства), в частности для Дальнего Востока, где в мае 2015 года образовался дефицит топлива. Он привел к тому, что 24 мая Аи-92 продавали по 38 рублей, Аи-95 — по 39,9. Сейчас «Роснефть» строит на Дальнем Востоке завод мощностью 30 млн тонн топлива в год для своей Восточной нефтехимической компании, однако его первая очередь откроется только в 2020 году.

«В прошлом году компания аналогичным образом начала формировать свои запасы, но стала это делать в конце июля. В нынешнем году — раньше. Возможно, из-за планов ряда НПЗ закрыться на профилактику», — сказал он.

Другой собеседник «Фонтанки» в крупной нефтедобывающей компании пояснил, что розничное подразделение в Петербурге вынуждено регулировать свои цены на АЗС в соответствии с отпускными на нефтеперерабатывающих заводах, которые сопоставимы с биржевыми. «При этом маржинальность крайне низкая. Зарабатываем очень мало», — сказал он.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша склонен рассматривать ситуацию шире. Как он сообщил «Фонтанке», рост цен на оптовом рынке связан с совокупностью обстоятельств. Во-первых, говорит он, ежегодно растет налоговая нагрузка на нефтяные компании. Во-вторых, по-прежнему растет инфляция. Например, за январь – апрель инфляция в России составила 7,9% (за этот же период прошлого года — 3,2%). В апреле показатель годовой инфляции составил 16,4%. По последнему прогнозу Центробанка, по итогам 2015 года средний рост цен на товары и услуги составит 10,8%, хотя еще в марте Банк России прогнозировал ее на уровне 12 – 14%.

«В результате этих явлений после майских праздников цены пошли вверх. Их подтолкнуло увеличение экспорта бензина и снижение объемов его производства, которые сначала сильно выросли в январе, а затем стали падать на фоне пополнения запасов и снижения спроса на бензин, — сказал Аркуша. — Что касается спроса на бензин, он упал во всей стране из-за экономической ситуации. Упали объемы перевозок, автомобилей стало меньше, мы это видим по объемам торговли».

Первую половину 2015 года топливный рынок пережил значительно лучше, чем ожидалось, в то же время считает глава РТС. С одной стороны, бензин стал едва ли не единственным товаром широкого потребления, который с начала 2015 года не подорожал. Более того, его цена даже не достигла сегодня наивысших прошлогодних показателей, говорит он. С другой стороны, сейчас на рынке нет факторов для понижения цен. «К сожалению, есть факторы только для повышения. Но даже несмотря на них, розничные цены выросли незначительно», — считает он.

Весной 2015 года ожидалось начало сильного роста цен на АЗС в связи с введением с января «налогового маневра», предусматривающего поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые платят их покупатели из-за пределов России, с одновременным увеличением налоговых ставок на добычу полезных ископаемых, которые уплачивают нефтяные компании в нашей стране. Вице-премьер Аркадий Дворкович, например, прогнозировал рост цен на бензин на 10% по итогам 2015 года, а большинство других специалистов считали этот прогноз сильно заниженным.

Несмотря на эти опасения, налоговый маневр не заработал в полной мере. Если НДПИ с января по апрель вырос в среднем с 5,6 тыс. до 6,8 тыс. рублей за тонну нефти, то экспортные пошлины, наоборот, выросли. Правительство сначала уменьшило их в феврале со $ 170,2 до $ 112,9 и чуть-чуть в марте — еще до $ 105,8. Однако с 1 июня Минэкономразвития вновь повысило пошлину на экспорт нефти на $ 27,9, до $ 144,4. Кроме того, выросли пошлины на вывоз светлых нефтепродуктов (с $ 55,9 до $ 69,3), товарного бензина (с $ 90,8 до $ 112,6), прямогонного бензина для нефтехимии (с $ 99 до $ 122,7).

Первые месяцы работы «налогового маневра» вызвали вопросы у тех, кто еще недавно был его ярым сторонником. Глава «Роснефти» Игорь Сечин в феврале 2015 года, отвечая на вопрос президента Владимира Путина о ходе построения НПЗ на Дальнем Востоке, сообщил, что «таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты сравниваются, это меняет экономику переработки». Президент напомнил Сечину, что в бытность его вице-премьером (с 2008-го по 2012 год) он придерживался противоположной точки зрения. «Когда вы работали в правительстве, вы были за налоговый маневр, как только в компанию перешли — против. Где настоящий Сечин — до или после?» — поинтересовался Путин.

Отметим, что «налоговый маневр» рассчитан на три года, и сейчас происходят лишь первые изменения в этой области. В течение трех лет постепенно должны быть понижены экспортные пошлины в 1,7 раза, а нефтепродуктов — в 1,7 – 5 раз в зависимости от вида. Налог НДПИ на добычу нефти должен за этот период вырасти в 1,7 раза, на добычу газового конденсата — в 6,5 раза.

Поэтому вряд ли в будущем можно ожидать снижения цен. Наоборот, они, скорее всего, будут расти. В пользу этого говорит и то, что на днях чиновники на совещании с вице-премьером Аркадием Дворковичем отказались продлевать срок оборота топлива 4-го класса на еще один год (2016-й). Предполагается переход с ближайшего нового года на «Евро-5». Желание продлить срок 4-го класса еще недавно появилось у работников Минэнерго, поскольку «Роснефть» отложила ввод в действие части оборудования, необходимого для производства бензина «Евро-5» (в результате рынок недополучил бы бы 3,3 млн тонн топлива). Представитель «Роснефти» на совещании с Дворковичем пообещал, что компания сделает все возможное, чтобы не возник этот дефицит, и чиновники переход на «Евро-5» со следующего года оставили в силе.

Президент РТС Евгений Аркуша считает, что это обстоятельство станет причиной очередного роста цен на бензин.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях