Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

0 м/c,

штиль.

763мм 91%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Город Бизнес Skoda обрусела на пути к метро (фото)

Skoda обрусела на пути к метро (фото)

806
Сергей Ермохин/ ДП

Контракт на поставку восьми составов для третьей линии метро все-таки будет заключен с «Вагонмашем», который контролируется чешской Skoda: все жалобы в ФАС были признаны необоснованными. Формально требование губернатора покупать сначала российское, а потом импортное не сработало. Однако чехи, по данным «Фонтанки», намерены максимально локализовать производство в нашем городе. Проигравший Октябрьский завод указывает на то, что петербургские рабочие лишаются работы. Хотя сам отдал подряд на выпуск составов «Охта» в подмосковные Мытищи.

ФАС России признала необоснованной повторную жалобу на поставку 8 составов с асинхронным двигателем для петербургского метро за 3,8 млрд рублей. Заявление подавала компания «Спецстрой», которая сама не участвовала в тендере: она специализируется на оказании консультативной помощи участникам госзакупок, в том числе – в представлении их интересов в антимонопольной службе. Ранее ФАС приняла аналогичное решение и в отношении жалобы Октябрьского электровагоноремонтного завода: он, в отличие от «Спецстроя», был участником тендера, но не был допущен конкурсной комиссией по формальным основаниям.

Таким образом, теперь у комитета по транспорту нет иного варианта, кроме как заключить договоры стоимостью 3,8 млрд рублей со вторым участником конкурса – ООО «Вагонмаш»: в заявке последнего ошибок найдено не было. «Контракт с "Вагонмашем" будет подписан в установленные законодательством сроки, когда ФАС России снимет запрет на его заключение», – сообщили «Фонтанке» в комитете. В соответствии с действующим законодательством запрет снимается после того, как будет опубликовано решение по жалобе. Обычно на это уходит три-четыре дня. После этого у комитета по транспорту есть максимум пять дней на окончание всех формальных процедур, то есть контракт должен быть подписан до конца следующей недели. После чего «Вагонмаш» сможет приступить к исполнению своих обязательств (первый состав нужно поставить в 2015 году, два – в 2016, оставшиеся пять – в 2017).

Между тем до сих пор не совсем понятно, где их будут выпускать. Как уже рассказывала «Фонтанка», 51% в ООО «Вагонмаш» принадлежит чешской Skoda, 49% – кипрскому офшору, за которым ранее стоял Кировский завод. На площадке Кировского завода «Вагонмаш» собирал составы типа «НеВа» по предыдущему контракту с комитетом по транспорту (исполнен в 2014 году). Однако сейчас чехи ведут переговоры не только с Кировским заводом, но и с собственниками цехов на территории Ижорского завода, в которых ранее работал местный филиал канадской металлургической группы Magna.

По поводу происхождения вагонов «Вагонмаша» в обществе и среди специалистов развернулась целая дискуссия. В рамках предыдущего контракта компания поставила городу 9 составов. Первый был полностью собран в нашем городе на заводе на Московском проспекте, территория под которым была продана «ЛенСпецСМУ». Локализация других восьми составов была различной: поезда со второго по пятый практически полностью собирались в Чехии, с шестого по девятый – уже на Кировском заводе, но вагонные тележки и остовы кузовов все равно привозились из Восточной Европы.

Если составы от Skoda действительно будут частично выпускаться в Чехии, то это значит, что подчиненные не исполнили требование губернатора Георгия Полтавченко покупать продукцию по следующей формуле: приоритет – петербургским производителям, на втором месте – компании из других регионов РФ, в последнюю очередь – искать импортные аналоги. Однако, по информации «Фонтанки», Skoda намерена максимально локализовать производство в нашем городе, в том числе – выпускать здесь кузова. «Да, поезда, построенные в рамках этого контракта, будут иметь больший процент локализации, нежели те, которые мы делали до этого», – заявил нашему изданию гендиректор ООО «Вагонмаш» Владислав Козак, добавив, что готов раскрыть подробности после подписания договора.

По словам собеседников «Фонтанки» в петербургском метрополитене, одним из преимуществ «Вагонмаша» является технология производства кузова «НеВы». «Трансмашхолдинг», как и в предыдущие десятилетия, выпускает цельнометаллические кузова, которые представляют собой единую сварную конструкцию. Skoda собирает на специальной раме только остов, а потом к нему прикрепляют обшивку с помощью специального промышленного клея. Благодаря этому вагоны «НеВа» легче стандартных на несколько тонн (так, головной вагон типа «НеВа» весит 28 тонн, привычный нам – 33 тонны). По данным «Фонтанки», Skoda готова привезти в Петербург кондукторные рамы, чтобы собирать остовы вагонов здесь. Впрочем, тележки все равно будут привозиться из-за границы.

Октябрьский электровагоноремонтный завод в борьбе за тендер указывает на то, что комитет по транспорту отдал предпочтение иностранному, а не российскому товару. А профком предприятия уже написал губернатору Георгию Полтавченко и полпреду президента в СЗФО Владимиру Булавину письмо, которое касается итогов этого тендера. «Нам кажется удивительным и несправедливым, что вагоны для метрополитена нашего города будут делать не петербуржцы, а компания из Чехии – страны, которая ввела против России экономические санкции… Поезда будут производить чешские рабочие, а мы, жители Петербурга, останемся без работы», – указано в письме.

Однако нельзя не отметить, что в этом эмоциональном письме ОЭВРЗ несколько лукавит. Сейчас завод уже имеет контракт на поставку 11 составов с асинхронным двигателем для метро Петербурга, однако первый делается не в Петербурге, а на подмосковном заводе «Метровагонмаш», который входит в «Трансмашхолдинг». При этом сроки поставки первого поезда уже дважды переносились. Ранее ОЭВРЗ уже несколько раз выигрывал тендеры на поставку вагонов для городской подземки (стандартной модели), но во всех случаях кузова делались в Мытищах, а в нашем городе только велось их дооснащение.

«Вагонмаш», к слову, тоже сорвал сроки поставки первых составов в рамках предыдущего контракта. На тот момент партнером чехов был вагоностроительный завод на Московском проспекте, который оказался в предбанкротном состоянии. После этого чехи нашли нового компаньона в лице Кировского завода, но комитет по транспорту все равно взыскал пени за просрочку.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях