Председатель Центризбиркома Владимир Чуров пригрозил засудить тех, кто будет упоминать пресловутую «явку в 146%». Председатель петербургского Горизбиркома Алексей Пучнин рассказал в студии «Фонтанки», будет ли он судиться за упоминание «автобусов с бабушками», рассказывают ли в Горизбиркоме анекдоты про ЦИК и какой славы ему достаточно.
- Накануне председатель ЦИК РФ Владимир Чуров пообещал засудить того, кто еще раз вспомнит про явку в 146% на выборах 2011 года в Ростовской области. Не поздно ли яриться по поводу этой цифры, которая уже превратилась в притчу во языцех и вошла в историю?
– Это его право. Все-таки это большой руководитель и руководитель мой. Свободная пресса любит досаждать всякими штампами, даже теми, к которым мы или он не имеем никакого отношения. Те самые 146% действительно получались путем простого сложения цифр, это действительно было, но это была заслуга не избирательной системы, а телевидения — создали факт, и им пользуемся теперь.
- Но этот факт уже стал историческим. Он поставил Владимира Чурова в один ряд с Марией Антуанеттой и Василием Ивановичем Чапаевым. В Горизбиркоме рассказывают анекдоты про ЦИК?
- Безусловно. Без анекдотов, особенно политических и про начальство, нет политики и нет истории. Но это тот факт, который не стоит внимания. Когда не о чем поговорить, вспоминают анекдоты. Мы же не можем с вами, не обсуждая политику, для чего здесь собрались, перейти на стандарт анекдота. А когда не о чем поговорить, вспоминают 146%, и вряд глава ЦИК, как вы выразились, «ярится». Он по-прежнему вынужден реагировать на отсутствие вменяемых вопросов, в том числе и словами про суд. Это бывает.
- Вы тоже человек с чувством юмора. За что вы бы засудили пару-тройку питерских щелкоперов? Вот, например, возможна такая цитата: «Алексей Пучнин: кто еще раз вспомнит про "автобусы с бабушками" – засужу!» Не было же никаких автобусов. Особенно во Фрунзенском районе.
- Да, автобусы — это серьезная история. Нет, я думаю, что больше не буду ни с кем судиться по поводу «не фактов» или «не историй» в средствах массовой информации. Поскольку мне достаточно и другой славы, а не только славы, которая создается через судебное участие. Да и судов у нас достаточно. А в суде всегда выигрывает журналист, даже если он проигрывает. Плохая пресса (это не касается моей любимой «Фонтанки»)... плохая пресса – как петербургский климат: его нельзя изменить, к нему лучше привыкнуть.
- Как вы сами себе объяснили феноменальную явку в 9% на досрочных выборах в Петербурге?
– Это очень хорошая явка. И я не просто объяснил, я был сторонником такой явки. И нисколько не скрываю это и тогда не скрывал. Единственное, против чего я всегда выступал и все сотрудники Горизбиркома выступают, — против фальсификаций, против принуждения. А вы знаете, что у меня тема диссертации была связана с преодолением принуждения? И против незаконных механизмов и досрочного, и обычного голосования. И у нас это получилось. Потому что сколько было попыток отменить, в том числе через суд, результаты досрочного голосования — эти попытки не состоялись, потому что они не могли состояться. Досрочное голосование было актом свободной воли.
- Так были автобусы с бабушками?
- И следственные органы, и прокуратура, и мы были инициаторами рассмотрения любых обращений по поводу организации подвоза избирателей кандидатами. Но этого не было. Были обращения, но мы отправляли их в следственные органы и в полицию для исследования номеров автобусов. Автобусы были. Но это были не кандидатские автобусы.
- Интересное наблюдение: явка на губернаторских выборах превышала явку на муниципальных.
- Возможность отказаться от заключения брака существует до момента заключения брака. Даже если два человека приходят в загс после подачи заявления и хотят отказаться, они вполне могут это сделать прямо на месте. Если местные кандидаты менее интересны, чем кандидаты на должность губернатора, — а все-таки губернаторские выборы были известнее в Петербурге, — то люди отказывались, в том числе на досрочном голосовании, от получения бюллетеня или не опускали их. Было бы хуже, если бы за местных кандидатов проголосовали больше, чем на выборах губернатора. Вот такого в стране никогда не было. На федеральных выборах голосуют больше, чем на местных или региональных, на региональных больше, чем на местных, — всегда и везде.
- В 2014 году явка на губернаторских выборах в Петербурге составила 38,12%, на выборах 2003 года в первом туре — 29%, во втором — 28%, хотя там было такое живое противостояние Валентины Матвиенко и Анны Марковой. Что же получается: женские бои интересуют петербуржцев меньше, чем сольное выступление сильного мужчины с хором?
- Это ваша ассоциация. Ассоциации трудно комментировать. Может быть, в Твиттере когда-нибудь. Что касается оценки этих цифр — это тоже свободная воля избирателя. Эти цивилизованные выборы губернатора в Петербурге, приправленные призывами портить бюллетени, сдобренные неумеренно (в том числе и не всегда корректными, и не всегда законными) местными выборами, породили такую явку — почти в 40%, плюс досрочное голосование. Чем больше явка, тем самостоятельнее народ, который проживает в городе. И мне радостно.
- На этой неделе так же радостно было «Фонтанке» – вышло постановление ЦИК РФ, гласящее, что наше издание награждается почетной грамотой за «содействие в организации выборов». Вы нам гостинец из Москвы не привезли?
- Нет, это честь, которая должна быть реализована руками Владимира Евгеньевича Чурова, автора этой грамоты. Мы, безусловно, поддерживаем эту награду. Я считаю, что в тех 39,12% явки есть немалая заслуга и моего любимого СМИ «Фонтанка.ру», и ваша лично, потому что вы много об этом писали, и Ольги Мясниковой, и Андрея Захарова, и многих других журналистов «Фонтанки». Что касается награды, то, может быть, она неожиданна. Но награда — это акт односторонний. Это оценка по заслугам.
- То есть сопротивление бесполезно. Наградили так наградили. А вам какой наш материал о выборах 2014 года больше всего запомнился?
- Все.
- Назовите хотя бы некоторые, а то мы не поверим, что вы их читали.
- Я действительно практически все читал, по крайней мере ночью успевал прочитывать все значимые средства массовой информации Петербурга. И мне нравится ваш стиль. Он близок к Льюису Кэрроллу, когда вы жизнеописуете политические события. Мне нравились материалы о выдвижении кандидатов на должность губернатора, материалы, связанные с боями на местных выборах. Я понимаю, что вы имеете право на любую оценку фактов. Но «Фонтанка» не извращала факты, и в этом ваша заслуга состоит.
- Вы наверняка заняты подготовкой очередных выборов. Как идет работа над формулированием закона о выборах депутатов ЗакС?
- Мы работаем сами, потому что есть много времени, чтобы оценить недостатки действовавших на 14 сентября законов о проведении выборов губернатора и депутатов муниципальных советов, чтобы отредактировать закон о выборах депутатов Санкт-Петербургского законодательного собрания. Я надеюсь, что он будет синхронизирован с законом о выборах депутатов Государственной Думы. Важно, чтобы они были похожи. Мы создали рабочую группу Горизбиркома, включили туда видных представителей юридического и политологического сообщества Санкт-Петербурга, подготовим проекты и внесем предложения (но не в качестве законотворческой инициативы, у нас такого права, к сожалению, нет) в Законодательное собрание и губернатору Санкт-Петербурга. Выборы депутатов ЗакС будут совмещены с выборами депутатов Госдумы, и важно, чтобы явка не расходилась. Явка будет расходиться, где будут непохожие выборы, как выборы губернатора и муниципальных депутатов. Будут путаться в процедурах, в том числе, мои коллеги-комиссионеры. Важно, чтобы выборы были похожи.
Беседовала Венера Галеева, "Фонтанка.ру"