Свинина в торговых сетях Петербурга в ноябре начала стремительно дешеветь. Теперь килограмм не превышает 250 – 300 рублей. Во-первых, растет запрещенный импорт из Белоруссии, в том числе свинины из Европы. Таможенный и ветеринарный контроль с братской страной отменен, поэтому возить может каждый что пожелает. Во-вторых, Великолукский комбинат избавился от свиной чумы и восстановил объемы поставок. В-третьих, у народа заканчиваются деньги, а свинина — продукт массового потребления.
Как упала цена
Средняя стоимость свинины в Петербурге, по данным Петростата, с конца октября начала снижаться. Так, 27 октября она составляла 258,42 рубля, 3 ноября — 253,21 рубля, 10 ноября — 247,14, а 17 ноября — уже 245,1. Фактически стоимость свинины вернулась к значению августа, когда она составляла 240 – 245 рублей. Это первое снижение с начала года, когда цена росла каждую неделю со 191 рубля.
Начальник отдела статистики цен и товарных рынков Людмила Яковлева пояснила, что в статистику попадает только свинина на кости или с косточками, так как бескостное мясо считается деликатесом и не рассчитано на массового потребителя. Чтобы устранить этот пробел, корреспондент «Фонтанки» сходил в «О'кей» и «Призму».
В последний раз «Фонтанка» следила за ценами на продукты в сентябре. Большинство видов свинины в период 2 – 17 сентября стоили в среднем 300 – 350 рублей за килограмм. Шея доходила до 424 рублей , вырезка — до 369 рублей. Дешевле всего была лопатка (249 – 269) и окорок (269 – 309).
В пятницу, 21 ноября, цены в «О'кее» и «Призме» оказались заметно ниже сентябрьских. Стоимость почти всех видов свинины теперь не превышает 300 рублей в «О'кее» и 250 рублей в «Призме». Исключение составляет вырезка (360 – 369 в обоих магазинах), корейка (265,4 в «Призме»), корейка-карбонат (272,6 там же). Свиная шея в «Призме» упала до 224, лопатка — до 235,8, окорок — до 226,6 рубля. В «О'кее» можно найти свиные ребра по 144 рубля, бескостную лопатку за 199.
Белоруссия и Казахстан
Как пояснили «Фонтанке» в Россельхознадзоре, рост стоимости свинины в начале года, как охлажденной, так и мороженой, был связан с запретом на импорт мяса животного из Польши, Латвии и Литвы, где распространилась африканская чума. Дальнейший рост цен был связан с введением властями России запрета на импорт некоторых продовольственных товаров из США и стран Евросоюза. Однако рост этот был в большей степени надуманным, считают в Россельхознадзоре: «В условиях паники наживается тот, кто быстро ориентируется».
Снижение цен, которое наблюдается теперь, может быть связано с тем, что Россельхознадзор в августе и октябре снял временные ограничения на ввоз свинины с ряда предприятий стран Латинской Америки, Таиланда и Китая , откуда также поставляют в Россию охлажденное мясо, предполагают в ведомстве. Рост объемов поставок из этих стран пока не отследить, так как нужно дожидаться итогов четвертого квартала. В третьем квартале 2013 года Китай поставил России мяса и мясных субпродуктов на $1,9 млн, Таиланд — на $416 тыс., Бразилия — на $648 млн.
Помимо этого, выросли объемы поставок из Белоруссии и Казахстана, говорят в Россельхознадзоре. Таможенные органы не отслеживают эти объемы, поскольку у России с этими странами Таможенный союз, так что они не попадают в статистику. «Но факт увеличения ввоза из этих стран — налицо. Он произошел не только за счет роста производства, но и за счет ввоза контрабанды. Кроме того, из Белоруссии и Казахстана осуществляется реэкспорт свинины из стран Европы. Мы неоднократно вылавливали нарушителей, проводили проверки. Но некоторое время назад в продукции Белоруссии был найден геном вируса африканской чумы, в связи с этим поставки ограничены», — сказали в Россельхознадзоре.
По словам представителей некоторых поставщиков мяса, Белоруссия также возит европейскую свинину транзитом через Россию в Казахстан. Однако на самом деле до Казахстана она не доходит, а остается в России. «По документам выходит, что все ровно. Таков результат либерального таможенного режима», — говорит собеседник.
С 30 ноября Россельхознадзор намерен ужесточить условия транзита животноводческой продукции через Россию. Сейчас контроль осуществляется на пунктах пропуска на границе Белоруссии и Казахстана, а с этой даты должен будет выполняться только через таможенные пункты пропуска на российском участке Таможенного союза (то есть ввоз в Россию будет разрешен только из стран, не входящих в Таможенный союз). Также ведомство обратилось к белорусской стороне с просьбой отменить разрешения на транзит товаров через Россию, а с 30 ноября — прекратить оформление партий товара, следующего транзитом в Казахстан и другие страны, пока правоохранительные органы Белоруссии не разберутся в проблеме.
При этом какие бы Россельхознадзор не вводил ограничения и запреты, полностью контролировать их выполнение ведомство не может. Еще несколько лет назад на границе России и Белоруссиии работали 12 пограничных ветеринарных пунктов пропуска — на трассах, железнодорожных станциях и вокзалах. Однако летом 2011 года все без исключения ветеринарные пункты пропуска убрали, так как Россия, Белоруссия и Казахстан в рамках Таможенного союза перенесли таможенный контроль на внешний контур территорий государств союза.
Претензии Россельхознадзора к белорусской свинине, которые появились в последнее время, привели к тому, что ведомство вынуждено было поставить в Псковской и Смоленской областях четыре временных, необорудованных пункта ветеринарного контроля. Но поскольку путей пересечения границы на грузовом транспорте намного больше, понятно, что контролировать импорт из Белоруссии некому.
– То есть... теоретически я могу загрузить фуру зараженной свининой в Белоруссии и приехать в Россию по одному из путей, где нет ветеринарного контроля, доехать до Петербурга и разгрузить мясо в любом крупном гипермаркете?
– Да, — сказали в Россельхознадзоре. — Но вопрос заключается в том, готов ли гипермаркет брать на себя такую ответственность.
Если граница с Белоруссией имеет длину около 800 км, то с Казахстаном — почти 4,3 тыс. км. Поэтому ситуация с контролем продукции из этой страны еще более плачевная. «Слишком большая граница, чтобы выстроить систему контроля. На основных артериях стараемся контролировать. Но очень много объездных дорог», — говорят в Россельхознадзоре.
«Мираторг» и Великолукский комбинат
Глава агропромышленного холдинга «Мираторг» Виктор Линник недавно оценивал объем контрабандного мяса в 50% от всего ввоза. Как сообщили «Фонтанке» на предприятии, значительный объем незаконного ввоза мяса по-прежнему является одним из существенных факторов, определяющих розничные цены.
Помимо контрабанды, роль сыграло то, что торговые сети завершили процесс смены поставщиков после введения контрсанкций России, и наши предприятия увеличили объемы производства. «Цены на рынке мяса определяются балансом спроса и предложения. После введения санкций потребовалось время на переориентацию потоков и смену поставщиков. Сейчас этот процесс завершился и выпадающие объемы были замещены, что увеличило предложение мяса на рынке. Также необходимо отметить рост внутреннего производства свинины. В частности, АПХ «Мираторг» за девять месяцев 2014 года увеличил производство свинины в живом весе на 8%, до 273 тыс. тонн против 265,5 тыс. тонн годом ранее», — сообщили в компании.
Заместитель руководителя отдела закупок продуктов питания сети гипермаркетов «Призма» Дмитрий Алимпиев в относительных величинах рассказал «Фонтанке» о том, как упали оптовые цены на мясо. Летом цены на свиные полутуши, из которых делают свинину на кости, подорожали на 30 – 35%, в результате выросли цены в магазинах, покупательский спрос упал. Однако в сентябре полутуши подешевели на 10%, в октябре — еще на 8 – 12%, говорит он.
Но обольщаться, видимо, не стоит. В ноябре цены на полутушное сырье опять начали расти: с 10 по 17 ноября они выросли на 4 – 6%, с 17 по 24 ноября — еще на 6%. Если рост продолжится, это отразится и на розничной стоимости.
Основной российский поставщик мяса на Северо-Запад, по одной из оценок, — Великолукский мясокомбинат. Как считает заместитель исполнительного директора Северо-Западной мясной ассоциации Лариса Воробьева, розничные цены начали падать в том числе потому, что Россельхознадзор снял с комбината ограничения, наложенные летом из-за обнаружения в его продукции вируса африканской чумы. В июле на предприятии пришлось убить более 20 тыс. свиней. «Были заминки в поставках, но сейчас комбинат освободился от этой болезни. И он работает хорошо», — считает Воробьева.
На Великолукском мясокомбинате пока не высказались по этому поводу.
По мнению Воробьевой, торговцы снижают цены еще и потому, что платежеспособность населения падает, а свинина является одним из наиболее востребованных продовольственных товаров. «У народа заканчиваются деньги. Доллар, евро, нефть. Люди начали откладывать на черный день и закупать товары длительного пользования — гречу, соль, макароны. Торговые сети это видят и снижают цены на свинину. Именно свинина и колбасные изделия — продукты массового спроса. Говядина же всегда была дороже свинины и не рассчитана на массового потребителя. Поэтому цена на нее только растет», — убеждена Воробьева.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»
Мясо зараженных животных, как принято считать, безвредно для человека. Главное, как говорят специалисты, его хорошо проварить или прожарить. Однако в охлажденном виде оно может иметь окровавленный вид и признаки разложения. Кожа, если свинина продается на шкуре, может иметь красно-фиолетовые пятна. Возможно, и на вкус мясо будет не очень аппетитным. Мясоперерабатывающие предприятия часто пускают мясо зараженных свиней на консервы.