Банкротство петербургского «РСУ № 5», чей руководитель инициировал уголовное преследование высокопоставленных чиновников Росграницы, завершено. Конкурсный управляющий вернул Росгранице около 294 миллионов рублей за недостроенный пункт пропуска «Адлер», а около 824 миллионов рублей Росграница получила за то же самое от страховой компании. Скандал с «Адлером» становится выгодным для Росграницы, признанной в уголовном деле потерпевшей.
292 миллиона от конкурсного управляющего
15 ноября 2014 года на сайте Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовано определение о завершении конкурсной процедуры в отношении ООО «РСУ № 5». В течение последнего года ранее не известная журналистам строительная компания регулярно мелькает на страницах федеральных и иностранных СМИ – её руководитель Георгий Белоусов в сентябре 2013 года написал явку с повинной в Следственный департамент МВД РФ – с этого началось резонансное уголовное дело о хищении бюджетных средств, выделенных Федеральному агентству по обустройству государственной границы (Росграница) на реконструкцию железнодорожного пункта пропуска «Адлер» в Сочи. Генеральным подрядчиком этого госконтракта было петербургское «РСУ № 5».
Банкротство строительной компании закончилось с неоднозначным результатом. Из включённых в реестр требований кредиторов почти полутора миллиардов рублей конкурсный управляющий сумел изыскать и погасить лишь 20,7%. В реестр требований кредиторов попали всего 7 юридических лиц, среди которых Росграница абсолютно лидировала с долгом, чуть превышавшим 1,4 миллиарда рублей – это вся сумма неисполненного «РСУ № 5» государственного контракта по реконструкции «Адлера» и набежавшие пени. Из определения арбитражного суда можно сделать вывод, что около 294 миллионов рублей из них (20,7%) конкурсный управляющий «РСУ № 5» вернул Росгранице.
Пожалуй, такой результат можно было бы расценить по принципу «лучше что-то, чем ничего». Но интригует его сравнение с двумя другими числами.
174 миллиона от СД МВД
Следственный департамент МВД РФ, в чьём производстве находится уголовное дело о хищении бюджетных средств, выделенных на реконструкцию «Адлера», называет более скромную сумму – около 174 миллионов рублей. По версии следствия, именно таков ущерб, который Георгий Белоусов, бывший глава Росграницы Дмитрий Безделов и ещё 6 экс-чиновников и безнесменов нанесли государству при недобросовестном использовании бюджетных денег, предназначавшихся для реконструкции «Адлера».
Когда главное в России полицейское следствие докажет свою позицию в будущем суде, а определение петербургского арбитража вступит в законную силу, можно будет констатировать: в рамках гражданского и уголовного процессов роль петербургского «РСУ № 5» видится совсем по-разному. Ведь Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ходе банкротного процесса решил, что строительная компания должна Росгранице около 824 миллионов (1,4 миллиарда получились путём прибавления к этой сумме пени, а всего на реконструкцию ЖДПП «Адлер» Росграница заплатила «РСУ № 5» примерно 1,2 миллиарда).
Таким образом, по мнению арбитражного суда, петербургская строительная компания недореконструировала «Адлер» примерно на 824 миллиона рублей, по мнению СД МВД – примерно на 174. Из определения арбитражного суда видно, что около 294 миллионов Росграница получила стараниями конкурсного управляющего «РСУ № 5» – что почти в 2 раза больше ущерба, который в рамках уголовного дела насчитали следователи МВД.
Но особенно интригует другое обстоятельство. Пока банкротилось «РСУ № 5» и расследовалось уголовное дело, возбуждённое после явки с повинной его руководителя, Росграница получила за недореконструированный «Адлер» ещё почти 824 миллиона рублей от «Национальной страховой группы». Ведь этот государственный контракт был застрахован.
И 824 миллиона от страховой компании
В декабре 2013 года Арбитражный суд Московской области вынес решение о взыскании с СОАО «Национальная страховая группа» почти 824 миллиона рублей в пользу Росграницы. Это была та самая сумма, в которую петербургский арбитраж оценил неисполнение строительной компанией «РСУ № 5» своих обязательств в рамках государственного контракта о реконструкции «Адлера». А «Национальная страховая группа» страховала этот контракт – в полном соответствии с действующим законодательством.
Несмотря на отчаянное сопротивление в суде, страховщик проиграл судебный процесс, инициированный Росграницей. Суд вынудил НСГ выполнить взятые на себя обязательства, и, по данным «Фонтанки», Росграница получила-таки означенную страховую сумму, после того как означенное решение суда вступило в законную силу. Что, впрочем, не помешало страховой компании обратиться в Верховный суд – но высшая судебная инстанция пока не высказалась по этому поводу.
Можно подвести итог. Признанная в рамках уголовного дела о хищении бюджетных средств, выделенных на реконструкцию «Адлера», потерпевшей Росграница уже получила:
– около 824 миллионов рублей от «Национальной страховой группы» в качестве страховой выплаты за нереализованный госконтракт;
– около 294 миллионов рублей от «РСУ № 5» стараниями конкурсного управляющего в рамках процедуры банкротства.
Итого – чуть больше 1,1 миллиарда рублей, то есть почти всю сумму, выделенную в своё время российским бюджетом на реконструкцию ЖДПП «Адлер». Кроме того, Следственный департамент МВД РФ инкриминирует Дмитрию Безделову и его подельникам хищение примерно 174 миллионов. Полицейское следствие работает активно, нельзя исключать, что в ходе расследования будут найдены и эти деньги. Тогда им также надлежит оказаться на банковском счету Росграницы.
Таким образом, у уважаемого федерального ведомства в результате описанных коллизий есть все шансы получить больше денег, нежели было потрачено на одиозный пропускной пункт. При этом как минимум частично «Адлер» реконструирован. Вывод: государственный контракт по реконструкции «Адлера» становится для Росграницы весьма выгодным коммерческим проектом.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»
Напомним, пятерых бывших высокопоставленных чиновников, среди которых экс-глава Росграницы Дмитрий Безделов, и троих бизнесменов обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 210; частью 4 статьи 35, частью 4 статьи 159; частью 3 статьи 33, пунктом «б» части 2 статьи 174.1 УК РФ («Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), совершённое лицом с использованием своего служебного положения»; «Мошенничество, совершённое преступным сообществом»; «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, совершённая в крупном размере лицом с использованием своего служебного положения»). Ущерб, нанесённый Росгранице, следствие оценивает в 305 425 557 рублей: 173 880 843 рублей из средств, выделенных государством на реконструкцию ЖДПП «Адлер», и 131 544 714 рублей из средств, выделенных государством на реконструкцию МАПП «Пограничный».
Само уголовное дело о хищении бюджетных средств, выделенных на реконструкцию ЖДПП «Адлер» имеет исключительно петербургское происхождение. Следственный департамент МВД РФ возбудил его после того, как генеральный директор петербургского ООО «РСУ № 5» Георгий Белоусов (также один из фигурантов этого дела) написал добровольное заявление о совершенном преступлении бывшему начальнику ГУЭБиПК МВД РФ печально известному генералу Денису Сугробову, которого самого сейчас подозревают в совершении ряда преступлений. В своём заявлении петербургский бизнесмен подробно описал своё видение схемы хищения бюджетных денег – с чего, собственно, и началась процессуальная часть данной истории. 16-м сентября прошлого года датируется «явка с повинной» Георгия Белоусова, 25-м сентября – возбуждение уголовного дела.