Начальники в органах государственной власти Петербурга не смогут назначать крупные зарплаты своим любимчикам. Соответствующие поправки в городской закон о реестре государственных должностей, как стало известно «Фонтанке», сейчас совместно разрабатывают комитет госслужбы Смольного и депутаты ЗакСа.
Законодательное Собрание Петербурга совместно с комитетом государственной службы Смольного готовится произвести реформу в сфере оплаты работы собственных кадров. Как стало известно «Фонтанке», собираются ввести несколько новшеств для Петербурга: отказаться от вольной системы назначения зарплат, которая позволяет поощрять любимчиков, разделить реестр государственной службы и реестр государственных должностей (к последним относятся депутаты, вице-губернаторы, губернатор, судьи и члены избиркомов) и ввести новую категорию госслужащих – «старшие».
Самым революционным кажется отказ от «плавающих» окладов. Дело в том, что нынешняя система позволяет отдельным руководителям структурных подразделений Смольного, Уставного суда, ЗакСа материально выделять некоторых среди равных. Чтобы понять суть изменений, обратимся к действующему закону «О реестре государственных должностей и реестре государственной службы». Дело в том, что Северная столица занимает уникальную позицию — это единственный регион, где у чиновников с одинаковым статусом, стажем, набором функций, благодаря принципу «плавающих окладов» может быть разная зарплата. Например, реестром о госслужбе устанавливается, что младший специалист 1 категории в органах госвласти может рассчитывать на оклад от 16 до 18 р.е. (расчетная единица в Петербурге с 1 января 2014 года 1150 рублей; с 1 января 2015 года 1225 рублей), специалист в Уставном суде — 20-22 р.е. и так далее.
На практике разница в 3-4 единицы может в реальной зарплате составлять 10 тысяч рублей. Так как денежное довольствие государственных служащих складывается из трех составных — должностного оклада, выплаты за классный чин и премиальных, высчитывающихся за счет основного оклада. Выплаты за классный чин дифференцируются в зависимости от уровня чиновников. Например секретарь госслужбы может рассчитывать на 2 единицы, а действительный государственный советник — на 20 р.е. А вот премиальные от чина не зависят. Каждый может ежегодно получить дополнительные пять окладов за классный чин, три оклада за выслугу лет, по шесть окладов за особые условия работы и в виде поощрения – два оклада в счет отпускных, по окладу – за выполнение особо важных заданий, премии за работу с гостайной и в качестве «материальной помощи».
Разрабатываемый законопроект призван проблему любимчиков решить — оклады сделают «твердыми», то есть все чиновники, имеющие одинаковый стаж, круг обязанностей и классный чин, будут получать одинаковую зарплату. Как рассказал «Фонтанке» Аркадий Музыченко, помощник одного из авторов законопроекта Максима Яковлева, изменения должны вступить в силу в следующем году.
«Я всегда был за отказ от «плавающих» окладов, потому что они несут в себе коррупционный фактор, позволяя начальникам назначать своим любимчикам большую зарплату. В этом нет никакой справедливости», – заявил он.
Кроме того, законопроектом будет вводиться еще одно новшество. В Петербурге может появиться «старшая» категория чиновников. Она будет являться средней между «младшей» и «ведущей». Сейчас младшая группа — обычно те, с кем простые петербуржцы сталкиваются каждый день: в районных администрациях и социальных комитетах. Чаще всего именно им приходится общаться с недовольными жителями. Потом по рангу сразу идет высшая группа, куда входят руководители подразделений и отделов. Соответственно, чиновник может отработать 20 лет, но так и не получить повышения. С введением «старшей» группы, полагают разработчики, будет обеспечиваться и более плавный карьерный рост чиновников и более спокойный рост их зарплаты.
Впрочем, остается открытым вопрос — если закон будет принят, по какой планке установят окончательные оклады — по максимальной или по минимальной. Данная дилемма решается уже не в ЗакСе, а в аппарате Смольного сотрудниками комитета госслужбы и комитета финансов. По информации «Фонтанки» комфин склоняется к установлению минимальной оплаты: во-первых, можно сэкономить на содержании госаппарата, а во-вторых, это тренд федеральной политики. Даже в ЗакСе недавно задумались о том, чтобы перевести половину депутатов на непостоянную основу.