К 2030 году горожанам больше не надо будет, простаивая в пробках, ездить на работу в центр и обратно — в соответствии со стратегией развития города, петербуржцев обещают обеспечить работой в районах проживания. Кроме того, у горожан не будет недостатка в детских садах, спортплощадках, поликлиниках и библиотеках, средняя зарплата достигнет 95 тысяч рублей, а площадь квартир вырастет в 1,5 раза. Таких целей обещает достичь правительство через 15 лет в стратегии развития города.
В мае этого года правительство Петербурга утвердило Стратегию экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Это базовый документ планирования, на его основе город должен строить 5-летние программы развития конкретных отраслей.
Ключевое слово стратегии градостроительного развития до 2030 года – «полицентричность». Сейчас в городе центр один – исторический. В нем (а также Московском и Выборгском районах) сосредоточено около 50% рабочих мест в Петербурге. Из-за этого горожане и жители Ленобласти ежедневно вынуждены курсировать в центр и обратно, что усугубляет и так непростую транспортную ситуацию. Водные артерии и железнодорожные пути «помогли» сделать транспортную связь районов исторически невысокой.
Полицентричность в теории позволит минимизировать «маятниковую миграцию» и создать «новые центры на месте деградировавшей городской среды». Правительство намерено рассредоточить городские функции, поделив Петербург на 6 территориально-экономических зон (ТЭЗ).
Центральную (Центральный, Василеостровский, Петроградский, Адмиралтейский районы) ждет дальнейшее развитие уже существующих проектов – программы «Сохранение исторического центра», предполагающей капитальный ремонт зданий и объектов инфраструктуры, включая реконструкцию Сенной площади, дальнейшее приспособление исторических зданий-памятников, внедрение платной парковки, а также развитие сферы туризма и деловой функции центра.
В Московско-Невской (Московский и Фрунзенский районы) и Юго-Западной (Кировский и Красносельский) ТЭЗ горожан ожидает реновация хрущевок, застройка промышленного пояса вдоль Обводного канала и строительство новых транспортно-пересадочных узлов – «Кировский завод» и «Балтийская жемчужина». Новые рабочие места планируется создавать за счет развития территории Большого морского порта, существующих предприятий, а также инфраструктуры новых районов, к примеру территории за Варшавским вокзалом в рамках проекта «Измайловская перспектива».
Похожие планы на «Ладожскую» ТЭЗ – развитие промышленных территорий вдоль Невы, новых районов, а также совместных проектов с Ленинградской областью в сфере транспорта, инженерной инфраструктуры и строительства жилья. Что это за проекты, пока не уточняется.
«Лахта центр» как альтернатива историческому центру
По-настоящему альтернативными центрами могут стать Северная (Калининский, Выборгский, Приморский районы) и Южная (Колпинский и Пушкинский) ТЭЗ. На севере Смольный возлагает надежды на развитие ОЭЗ «Ново-Орловская», где активно развиваются фармацевтические предприятия и строительство «Лахта центра». Вокруг него должен возникнуть новый деловой район. Там же обсуждается и строительство нового зоопарка (в Юкках) и создание экопарка имени Бианки. Кроме того, в этих районах должны активно появляться новые предприятия. К примеру, на Парашютную улицу уже переехал завод «Климов».
На юге, в свою очередь, активно развивается зона у аэропорта Пулково, планируется возвести новый город – Южный – на 135 тысяч жителей. Кроме того, Петербург и Ленобласть заявили о реализации масштабного проекта на базе Института ядерной физики в Гатчине – «Императорское кольцо».
Оставшиеся районы в стратегии названы «особыми» с точки зрения их исторического и природного наследия. Курортный планируется зарезервировать под экологические, рекреационные проекты и будущее развитие территорий. Кронштадтский – развивать как туристический и логистический центр. А в Петродворцовом – стимулировать развитие ОЭЗ «Нойдорф», порта Бронка, базы СПбГУ и научных предприятий.
Квартиры купим сами
Второй пункт стратегии – нивелировать дисбалансы развития между районами в части социальной инфраструктуры. По состоянию на 2013 год дефицит мест в детских садах в новых районах составлял 17,8 тысячи. Пока что новые жилые кварталы все больше похожи на советские «спальники», признает Смольный. К примеру, жители центра и Петроградской стороны обеспечены врачебным обслуживанием в 10 – 12 раз лучше, чем покупатели квартир в новых кварталах Приморского или Пушкинского районов.
По плану Смольного, в 2015 – 2020 годах будет проверено 500 проектов планировки территорий и подготовлено 1,5 тысячи градпланов в пилотных кварталах исторического центра «Конюшенная» и «Северная Коломна — Новая Голландия», в городе-спутнике Южный и промышленном поясе. Они (а в сумме это 3 тысячи га) должны соответствовать показателям Генплана по обеспечению территорий социальными объектами. Для обеспечения потребностей горожан Смольный готов выкупить до 450 тыс. кв. м нежилых помещений. На эти цели направят 24 млрд рублей. В целом же к 2030 году расстояние от каждого дома до поликлиники, спортплощадки, кинотеатра, детсада и школы не должно превышать 30 минут пешком.
Кроме того, должно значительно нарастить темпы жилищное строительство. Причем речь идет о высокоплотной малоэтажной застройке на небольших участках. К 2030 году численность жителей Петербурга увеличится на 800 тысяч человек и достигнет 5,8 млн, рассчитало правительство. При этом темпы ежегодного строительства жилья достигнут 4,1 млн кв. м. Сейчас – 2,6 млн. Это означает, что горожане смогут жить гораздо свободнее. На одного человека будет приходиться не 24 кв. м жилья, а 35.
Какова будет стоимость этих метров, и смогут ли горожане позволить себе «двушки» площадью 70 кв. м и «трешки» в 105? Теоретически к 2030 году средняя зарплата по городу должна вырасти с 32 до 95 тысяч рублей в месяц.
Господдержка по строительству и приобретению жилья для очередников и нуждающихся сократится в разы. Если в 2015 году для госнужд будет построено 42,3 тысячи кв. м жилых площадей, то в 2020-м — 5,6 тысячи. В прошлом году Смольный приобрел на рынке более 100 тысяч «квадратов» жилья, в 2020-м — собирается 30 тысяч.
При этом, по расчетам правительства, к 2030 году объем работ в сфере строительства с учетом инфляции должен вырасти более чем в 4 раза – с 350 млрд рублей в 2013-м до 1,5 трлн.
Где будут строить? Освоение периферийных районов вынуждает прокладывать километры дорог и инженерных сетей. Это дорого. Смольный намерен установить приоритет редевелопмента деградировавших промышленных территорий (которых немало и в центре города) и поощрять переезд промышленности на периферию. На месте исторических предприятий, в соответствии со стратегией, должны формироваться новые, разнообразные общественные пространства, деловые зоны.
По планам Смольного, к 2030 году Петербург должен стать самым комфортным для проживания мегаполисом в России, «образцом высокоразвитого европейского города», не хуже Барселоны, Милана и Гамбурга.
Елена Вавилова, «Фонтанка.ру»
Согласно рейтингу качества жизни института территориального планирования «Урбаника», Петербург занимает 19-е место среди городов России.