Ещё четверым фигурантам "болотного дела" в понедельник, 18 августа, Замоскворецкий суд столицы вынес обвинительные приговоры. Участниками массовых беспорядков и виновниками насилия над полицейскими признаны подсудимые так называемой "второй волны" – те, кто был задержан почти через год после событий на Болотной площади. По показаниям потерпевших-полицейских, вспомнивших, что эти четверо тоже причинили им большие страдания. Трое получили реальные сроки заключения – от 2,5 до 3,5 лет колоний.
Когда внутри здания судья оглашала приговор, собравшиеся снаружи люди скандировали: "Молодцы!" Они растягивали баннеры крамольного содержания, один даже повесили на соседнее здание – и омоновцам пришлось лезть за ним на высотку. Но только было тех протестовавших граждан, по подсчётам очевидцев, человек двести – не больше.
В феврале этот же суд отправлял в колонии "болотников" по так называемому "делу двенадцати", которое к приговору уменьшилось до "дела восьми" (четверо были амнистированы). И тогда поддержать подсудимых пришла многотысячная толпа. Алексей Навальный в те дни и угодил под домашний арест, его визит к Замоскворецкому суду стал поводом для этого. ОМОН собирал сопереживающих десятками, их увозили автобусами, держали в участках, штрафовали. Тогда улицы рядом с судом превратились в "малую Болотную". Напомним, что Андрея Барабанова, Ярослава Белоусова, Сергея Кривова, Дениса Луцкевича, Степана Зимина, Алексея Полиховича и Артёма Савёлова суд приговорил к реальным срокам лишения свободы от 3 до 4 лет, Александру Наумову – к 3-летнему условному.
Прошло полгода. По количеству обвиняемых "новое" дело сузилось вдвое. По числу тех, кто готов поддерживать "болотников" на улице, – в десятки раз. Полиции рядом с судом было едва ли не больше, чем зрителей и журналистов вместе взятых. Задерживать "демонстрантов" после оглашения приговора было совсем нетрудно.
"В зале 5 человек пишущей прессы, 6 родственников. Зал пуст", – написала в Твиттере Надежда Толоконникова (Pussy Riot), которая пришла в Замоскворецкий суд вместе с Марией Алёхиной.
Были там Михаил Косенко, который уже освободился от принудительного лечения в психбольнице, и Дмитрий Рукавишников, который мог бы сейчас сидеть в зале по другую сторону решётки, и группка других бывших "политзаключённых", попадавших в камеры после похожих акций поддержки.
"Вторая волна"
Так стали называть эту часть общего "болотного дела" зимой и весной прошлого года. Напомним, что после согласованной с властями Москвы акции на Болотной площади 6 мая 2012 года в общей сложности 28 человек стали обвиняемыми по уголовному делу о массовых беспорядках и о насилии в отношении представителей власти. Почти все потерпевшие в деле – омоновцы.
Большинство обвиняемых оказались под следствием в течение первых месяцев. А пятеро были задержаны только через год без малого. Основанием для привлечения их к ответственности стали новые факты, появившиеся в деле через много месяцев.
Илья Гущин
"Вторая волна" задержаний по "болотном делу" началась 6 февраля 2013 года – через 9 месяцев после событий. Первым в ней стал студент-психолог Илья Гущин.
Следственный комитет объявил, что, вообще-то, данные о предполагаемых преступлениях Гущина появились ещё в декабре, но требовалось время, чтобы собрать доказательства. Такими доказательствами стали показания потерпевшего, полицейского Сергея Антонова. По утверждению следствия, Гущин якобы обхватил его сзади и толкнул.
После митинга потерпевший Антонов не жаловался на обидчика и к медикам по поводу травм не обращался. Однако через полгода он вспомнил, как был избит и оскорблён на Болотной. И опознал Гущина.
"Илья Гущин, находясь на участке местности... действуя умышленно, оттащил Антонова в сторону… Антонов испытал физ. боль", – цитирует "Комитет 6 мая" приговор в Твиттере.
Сам Илья Гущин не отрицал: он действительно "потянул за шлем" сотрудника полиции, который кого-то избивал дубинкой, чтобы "предотвратить насилие над гражданином". Полицейский обернулся и, по словам Гущина, на него тоже замахнулся дубинкой, поэтому молодой человек, как он сам утверждал, "растворился в толпе". Его слова подтверждаются видеозаписью с площади. Следствие сочло этот рассказ признательными показаниями и использовало видеозапись как одно из доказательств вины студента.
Суд приговорил Илью Гущина к двум с половиной годам колонии общего режима. Поскольку обвиняемый уже полтора года находится под стражей, отсидеть ему предстоит год.
Александр Марголин
Издатель, заместитель директора издательского дома "Медиацентр – АРТ", он оказался под стражей через 2 недели после Гущина – 20 февраля 2013-го. Ни на самой акции, ни сразу после неё Марголина не задерживали. Сам он говорил, что 6 мая 2012-го на Болотной был, но находился далеко от эпицентра протестов и арестов.
В феврале следователи сослались на появившуюся у них видеозапись, на которой Марголин якобы валит на землю омоновца Баженова и дважды наносит ему удары ногой. Кадры с этим моментом можно найти в Сети. На них действительно виден крепкого телосложения человек, который машет руками в сторону бойца в шлеме, а потом убегает в сторону (http://www.youtube.com/watch?v=uzk2sYUH0n0). Удары это или нет – разглядеть невозможно.
По версии следствия, виновен Марголин и в порче асфальтового покрытия на площади, поэтому по ходатайству следователя на два автомобиля, принадлежащие издателю, был наложен арест.
"Маме Саши Марголина стало нехорошо, она попыталась выйти, но пристав сделал вид, что не слышит ее, пока журналисты рядом не вступились", – сообщил в Твиттере из зала суда "Комитет 6 мая".
Суд приговорил Александра Марголина к трём с половиной годам колонии общего режима. Из них полтора года осуждённый отсидел во время следствия.
Алексей Гаскаров
Известный "левый" активист, бывший член пресловутого Координационного совета оппозиции, на Болотную он, в отличие от многих своих "подельников", шёл, конечно, не просто погулять. Но, напомним, акция 6 мая была согласована с властями, то есть она была законной. Сразу после неё Гаскаров сам обратился в Следственный комитет с жалобой на полицию. По его словам, у него на глазах омоновец избивал человека, оппозиционер закричал: "Что вы творите?" – и тоже получил резиновой дубинкой по лицу. На видеозаписи с площади есть эпизод, где полицейский бьёт Гаскарова ногой по голове.
СК не нашёл признаков преступления в действиях омоновца. Зато через год нашёл их в действиях самого Гаскарова. Его обвинили в том, что одного полицейского, Булычёва, он толкнул плечом, а другого, Игоря Ибатилуна, хватал за ногу.
В следственном изоляторе Алексей Гаскаров и его жена, журналист Анна Карпова, сыграли свадьбу.
"Сейчас я выйду отсюда и буду реветь, и не пойду никуда гулять, и к кошке не поеду, сяду на ступеньки СИЗО, а лучше лягу, и буду там валяться, пока Лешу не отпустят", – написала Анна в колонке на snob.ru.
Суд приговорил Алексея Гаскарова к трём с половиной годам колонии. С учётом отбытых в СИЗО года и трёх месяцев ему остаётся сидеть два с лишним года.
Елена Кохтарева
Пенсионерка, которой на момент её похода на Болотную было 57 лет, тоже обвиняется не только в участии в массовых беспорядках, но и в насилии над полицейскими. Причём сразу двумя. Как заявляло следствие и как теперь установил суд, Елена Кохтарева "бросала в сотрудников полиции бутылки и иные предметы, а также совместно с другими лицами применила физическое насилие к двум сотрудникам полиции, которых отталкивала от задержанного за нарушение общественного порядка молодого человека".
Обвинение Кохтаревой предъявили 25 марта 2013 года после очередного допроса, на котором она фигурировала ещё как свидетель. Следствие не требовало арестовать пенсионерку, до суда она оставалась под подпиской о невыезде. И признавала свою вину.
Как писал журнал The new times, в суде Елена Кохтарева говорила, что оказалась на площади практически случайно, по доверчивости. Да, она была не согласна с политикой в стране. Но на Болотной стали кричать ужасное – "Россия без Путина", а вот с этим она не согласна категорически. Более того: президента подсудимая, судя по её словам в изложении журнала, называла "пришедшим свыше". Кохтарева просила рассмотреть её дело в особом порядке – для смягчения участи. Но отчего-то "сделка" сорвалась, её судили вместе с другими.
Суд назначил Елене Кохтаревой срок всего на 3 месяца меньше, чем максимально полученный её товарищами по скамье: 3 года и 3 месяца. Но – условно.
Дмитрий Рукавишников
Один из лидеров движения "Левый фронт", 36-летний (на момент событий на Болотной) помощник депутата Госдумы Ильи Пономарёва мог стать пятым подсудимым "второй волны". Ему вменялось насилие над биотуалетом: следствие утверждало, что на площади Рукавишников толкал кабинку. Однако благодаря амнистии он, как и ещё 11 фигурантов "болотного дела", в конце прошлого года был освобождён от уголовной ответственности.
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"