Смольный приступает к реализации проекта по продолжению «оранжевой» линии метро на Васильевский остров. Комитет по госзаказу объявил конкурс по инженерной подготовке территорий, на которых к 2018 году должны появиться две новые станции – «Театральная» и «Большой проспект». Основной тендер по проходке тоннелей от «Спасской» стоимостью 22 млрд рублей планируется провести уже осенью. И не исключено, что на него заявится не только традиционный монополист этого рынка – «Метрострой».
Комитет по государственному заказу начал поиск подрядчика, который за 500 млн рублей займется инженерной подготовкой проекта по строительству перегона от станции «Спасская» до «Большого проспекта» с промежуточной станцией «Театральная». Согласно техническому заданию, за эти деньги победитель тендера должен будет переложить несколько видов сетей – наружного освещения, тепло- и водоснабжения, телефонной связи и др. Работы будут вестись в тех местах, где в будущем появятся вестибюли двух новых станций «оранжевой» линии – на Театральной площади и на пересечении Большого проспекта и Косой линии. Кроме того, подрядчику предстоит переложить сети на участках, на которых появятся шахты, необходимые для строительства подземки: на Перевозной улице и на Среднем проспекте.
Как ожидается, инженерная подготовка территории продолжения Лахтинско-Правобережной линии начнется в июле, а закончить вынос сетей нужно будет к концу года. Как рассказали «Фонтанке» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, который курирует строительство метро, проект самой ветки, включая внешний облик самих станций, сейчас находится в Главгосэкспертизе. В ведомстве надеются, что положительное заключение будет получено уже летом, а осенью можно будет объявить конкурс на проходку тоннелей и строительство вестибюлей.
Точная стоимость строительства будет известна после окончания экспертизы, однако пока речь идет примерно о 22 млрд рублей: именно такая сумма указана в Адресной инвестиционной программе Смольного. В 2014 году чиновникам предстоит освоить 2,3 млрд, из них около 600 млн уйдет на инженерную подготовку территории и создание рабочей документации.
Построить перегонный тоннель и две станции планируется к чемпионату мира по футболу 2018 года. По планам Смольного, у «Театральной» будут два вестибюля. Первый будет подземным – его выведут к Мариинскому театру. Второй встроят в Дом быта на пересечении Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов. Два выхода будут и у «Большого проспекта»: один – в районе пересечения Большого и Косой линии Васильевского острова, второй – недалеко от перекрестка 23-й линии и улицы Масляный Канал. При этом сама станция, возможно, будет называться «Горный институт» – именно такое название ранее рекомендовала Топонимическая комиссия.
Что касается архитектурного облика, то «Театральная», естественно, будет посвящена театру. Так, арки пилонов подземного вестибюля планируется декорировать прямоугольными конструкциями, которые будут напоминать занавес. «Большой проспект» предполагается посвятить идее Доменико Трезини по превращению Васильевского острова в аналог Венеции с разветвленной сетью каналов. Для этого пилоны облицуют светло-голубым мрамором, имитирующим воду. Боковые поверхности пилонов окантуют коричневым камнем, что, по замыслу архитекторов, будет напоминать об арке моста.
В конце года Смольный планирует объявить еще один крупный конкурс – по строительству продолжения Невско-Василеостровской от «Приморской» до «Улицы Савушкина» с промежуточной станцией «Новокрестовская». Стоимость контракта – около 24 млрд рублей. На этом тендере традиционный монополист «Метрострой» может столкнуться с конкуренцией: как уже рассказывала «Фонтанка», интерес к данному объекту проявляют «УСК "Мост"» Геннадия Тимченко и ЗАО «И.И.С.» – партнер австрийского концерна Strabag, долей в котором владеет Олег Дерипаска. И не исключено, что новые игроки придут на конкурс по строительству Лахтинско-Правобережной линии, тем более что за приход сторонних компаний активно ратует Смольный.
«Демонополизация петербургского рынка метростроения позволит выполнить взятые правительством города обязательства по строительству не менее 12 новых станций метрополитена до 2020 года», – заявляли ранее в городском правительстве.
Впрочем, в «Метрострое» говорят, что компания справится с возросшими объемами. На строительстве Невско-Василеостровской линии хотят использовать горнопроходческий щит, который сейчас идет со стороны «Шушар» в сторону «Международной». Он позволяет строить двухпутный тоннель: его диаметр – 10,3 метра. На Лахтинско-Правобережной линии «Метрострой» намерен задействовать один из четырех щитов стандартного диаметра в 5,6 метра, которые сейчас простаивают без дела.