Следственный комитет прекратил уголовное преследование Игоря Петрова, генерального директора ООО «Строительные технологии», продававшего несколько лет назад квартиры в строившихся домах на Ленинском и Ярославском проспектах. Теперь обманутые дольщики на помощь правоохранительных органов могут не рассчитывать.
Спасибо Конституции
Постановление о прекращении уголовного преследования Игоря Петрова вынес руководитель третьего следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Антон Бесхмельницын. Само прекращение уголовного преследования бизнесмена мотивировано постановлением Государственной Думы России «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции РФ». Прекращение уголовного преследования по такому поводу не является реабилитирующим и выносится только по просьбе обвиняемого.
Таким образом, можно констатировать: Игорь Петров не намерен доказывать собственную невиновность, но хочет, чтобы его оставили в покое. По закону он имеет на это полное право, хотя большой вопрос – вынес ли бы ему суд обвинительный приговор.
Уголовное дело по факту невыполненных «Строительными технологиями» обязательств перед частными инвесторами строительства дома на Ярославском, 78а, было возбуждено 30 ноября 2012 года. Всё это время дело находилось в производстве Антона Бесхмельницына, который почти за год расследования сумел найти только одного обвиняемого – Игоря Петрова. 18 ноября 2013 года следователь Бесхмельницын предъявил Петрову заочное обвинение (тот не явился на допрос), а 19 ноября предварительное следствие было приостановлено в связи с тем, что все следственные действия, которые было возможно провести без участия Петрова, якобы были произведены. Петров был объявлен в розыск, хотя имеется мнение, что всё это время он спокойно жил дома, пределов Петербурга не покидал и скрываться не собирался.
За год расследования позиция Следственного комитета в отношении главы «Строительных технологий» кардинальным образом изменилась. Сначала его подозревали в совершении мошенничества в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ, предусматривающая наказание до 10 лет лишения свободы), но в конце концов обвинили в совершении совсем другого преступления – «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, причинившее особо крупный ущерб» (пункт «б» части 2 статьи 165 УК РФ). Такое преступление предусматривает намного более мягкое наказание – до 5 лет лишения свободы.
При этом следствие не сделало, как минимум, одной очень важной вещи: оно вообще не захотело замечать второго дома, также недостроенного «Строительными технологиями», – речь идёт о жилом комплексе на Ленинском проспекте. И непонятно, почему в рамках данного дела признаны потерпевшими частные инвесторы дома на Ярославском, но не признаны таковыми дольщики дома на Ленинском. Хотя именно странные, с точки зрения закона, события, развивавшиеся с домом на Ленинском, не позволили «Строительным технологиям» расплатиться по своим обязательствам, в частности, с потерпевшими с Ярославского.
«Достоверно знал: разрешения не будет…»
Вообще, обвинение, которое Следственный комитет предъявил Игорю Петрову, выглядело весьма неожиданным. До сих пор правоохранительные органы если и предъявляли претензии строителям, то лишь в тех случаях, когда те исчезали с деньгами дольщиков, не попытавшись исполнить взятые на себя обязательства. А обычно силовики сообщали дольщикам: договоры заключены добровольно – значит, обращайтесь в суды, которые дадут правовую оценку вашим со строителями гражданско-правовым отношениям. В случае же со «Строительными технологиями» 17 частных инвесторов были признаны потерпевшими, которым, по мнению следствия, нанесён общий ущерб почти в 90 000 000 рублей.
Игорь Петров был генеральным директором «Строительных технологий», имевших статус заказчика строительства, а заказчик, считал следователь, должен был сначала получить все необходимые разрешения на строительство, а только потом уже заключать с гражданами договоры о продаже квартир. В данном же случае, по мнению следователя, получилось, что Игорь Петров договоры заключил, деньги собрал, а свои обязательства не выполнил. При этом бизнесмен, по мнению Антона Бесхмельницына, знал, что разрешение на строительство получено не будет, но делал вид, будто это не так.
В постановлении о приостановлении предварительного следствия в связи с розыском лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, было написано: «Петров И.Н. … будучи достоверно осведомлён о том, что в соответствии с договором на выполнение функций заказчика … принимает на себя обязательства … по организации и завершению строительства … включая обязательства по … оформлению разрешительной документации на строительство … достоверно зная, что … разрешение на строительство … не выдано … действуя умышленно … осознавая противоправность своих действий, желая искусственно создать видимость активной деятельности ООО «Строительные технологии», а также привлечь денежные средства … заключил договоры купли-продажи квартир…»
Любой мало-мальски сведущий в реалиях строительного бизнеса человек подтвердит: такая формулировка идеально подходит для руководителя практически каждой петербургской строительной компании. И непонятно было, каким образом гособвинение доказало бы в суде, что Игорь Петров знал, что не получит разрешения на строительство. Тем более что он никогда не пытался скрыться с деньгами частных инвесторов – он начал строительство и, например, на Ярославском проспекте построил 5 этажей дома и подземный паркинг до того, как на рынке грянул кризис.
Конечно, неправильно продавать то, чего нет и на что даже нет требуемого законодательством разрешения, но почему Следственный комитет обратил на это распространённое в нашем строительном бизнесе обстоятельство только сейчас и именно в отношении ООО «Строительные технологии»?
Впрочем, теперь эти вопросы можно отнести к сфере эмоций: уголовное преследование Игоря Петрова прекращено, других обвиняемых у Следственного комитета нет, поэтому на помощь правоохранительной системы обманутые инвесторы строительства домов на Ленинском и Ярославском проспекте могут не рассчитывать.
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»
В марте 2007 года компании «ДомСтрой» и «Строительные технологии» заключили два договора, в соответствии с которыми «Строительные технологии» стали заказчиком и инвестором строительства многоквартирного жилого дома на Ярославском проспекте. Земельный участок, где строился дом, был собственностью «ДомСтроя».
В течение примерно двух лет «Строительные технологии» заключили 50 так называемых предварительных договоров с гражданами на приобретение ими будущих квартир. В общей сложности люди заплатили не менее 200 миллионов рублей.
К концу 2009 года у «ДомСтроя» сформировался крупный долг перед «Строительными технологиями» - более чем в 234 миллиона. А весной 2010 года «ДомСтрой» продал земельный участок, на котором располагался недостроенный дом, троим частным лицам, которые тут же передали его в аренду финскому концерну «Лемминкяйнен Рус».
«ДомСтрой» переуступил «Лемминкяйнену» все свои права и обязательства перед «Строительными технологиями» - вместе с долгом в более чем 234 миллиона рублей. Этот долг стал инвестиционным взносом «Строительных технологий» в строительство дома - «Лемминкяйнен» пообещал вернуть долг квартирами.
Однако в феврале 2011 года Смольный ограничил высотность строившегося дома на 8 этажей, после чего руководители финского концерна предсказуемо расторгли договор со «Строительными технологиями» и пообещали вернуть все 234 миллиона. Тогда «Строительные технологии» переуступили права истребования этого долга некоему ООО «ТехноБалт».
Буквально через несколько дней «Лемминкяйнен» перечислил «ТехноБалту» 100 миллионов, а чуть позже в отношении ООО «Строительные технологии» была запущена процедура банкротства. Позже «ТехноБалт» выкупил у большинства частных инвесторов права истребования дола у «Строительных технологий». Инвесторы, которых не устроили предложения «ТехноБалта», сейчас являются потерпевшими в рамках описанного уголовного дела.