Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Адвокат Лялина увидел «дьявола»

Адвокат Лялина увидел «дьявола»

748

В назначенной наконец-то Следственным комитетом комиссионной экспертизе ущерба, нанесённого в результате переезда Центральному военно-морскому музею, не будут принимать участие искусствоведы. По мнению адвоката бывшего директора музея, следствие таким образом уклоняется от выяснения ущерба, нанесённого музейной коллекции.

Пора подсчитать ущерб

Следователь по особо важным делам Главного военного следственного управления СК РФ Чурилов вынес постановление о назначении комиссионной документальной бухгалтерско-экономической судебной экспертизы в рамках уголовного дела о хищении бюджетных средств, выделенных Министерством обороны РФ на переезд петербургского Центрального военно-морского музея с Биржевой площади на площадь Труда. Для обвиняемого в мошенническом хищении этих денег бывшего директора музея Андрея Лялина назначение экспертизы – ощутимая тактическая победа. Во всяком случае, защищающий Лялина известный петербургский адвокат Александр Афанасьев добивался её назначения почти год.

По словам Афанасьева, в постановлении следователя сформулировано довольно большое количество вопросов, общая цель которых – определить размер ущерба, который фактически причинён музею в результате исполнения государственного контракта, попавшего в поле зрения следствия. В рамках этого контракта, напомним, Министерство обороны выплатило генеральному подрядчику ООО «НЕВИСС-Комплекс» почти миллиард рублей.

Для Андрея Лялина данная экспертиза невероятно важна – ведь он утверждает, будто получил от бывшего генерального директора «НЕВИСС-Комплекса» Александра Швирикасова (второй обвиняемый по делу) 16,5 миллиона рублей, из которых 15 передал высокопоставленному чиновнику Управления по работе с личным составом Минобороны, а полтора оставил себе и использовал для нужд музея. Швирикасов же, благодаря откровениям которого появилось уголовное дело, утверждает, что отдал Лялину аж более 50 миллионов.

Можно предположить: Александр Афанасьев рассчитывает, что результаты экспертизы тем или иным образом окажутся в пользу позиции его клиента. Но одно обстоятельство его очень беспокоит.

Коварное прилагательное

Это обстоятельство полностью соответствует идеологическому постулату юриспруденции: «Дьявол кроется в мелочах». При назначении экспертизы адвокат Афанасьев увидел «дьявола» в прилагательном «документальный». Комиссионная документальная бухгалтерско-экономическая экспертиза будет проводиться на основании анализа документов, которые касаются исполнения сомнительного госконтракта. Но фабула уголовного дела как раз в том и заключается: Лялин, по версии следствия, подделывал документы таким образом, чтобы из них следовало, будто госконтракт нормально исполняется.

По словам Александра Афанасьева, в 2013 году ущерб, причинённый музею в результате переезда, рассчитывали три комиссии, каждая из которых выдавала свой результат. Суммы варьировались от 300 до 416 миллионов рублей. Напомним, из предъявленного Андрею Лялину обвинения следует, что в результате инкриминируемого ему преступления ущерб составил 416 миллионов.

По словам адвоката, в постановлении о назначении экспертизы указаны специалисты, которые будут её проводить – это два выпускника финансового вуза из Ярославля, которые имеют определённый стаж экспертной и бухгалтерской работы в различных подразделениях Министерства обороны России.
Данное обстоятельство тоже беспокоит Лялина и его адвоката. Ведь документы, на основании которых бюджетные деньги переводились Министерством обороны «НЕВИСС-Комплексу», подписаны Александром Швирикасовым и статс-секретарём министерства генералом Панковым. Не повлияет ли это на выводы, которые в результате экспертизы сделают связанные с министерством эксперты?

Искусствоведов забыли

Александр Афанасьев обратился в Главное военное следственное управление СК РФ с ходатайством, идеологический вектор которого: обширные цели, поставленные следователем перед экспертами, не могут быть реализованы в полной мере силами только экспертов с экономическим образованием на основании исследования финансовых документов. Адвокат просит включить в состав экспертной комиссии искусствоведов, которые смогут определить нанесённый в результате переезда музею ущерб не по бумагам, а по реальным предметам музейной коллекции.

Более того, Афанасьев хочет, чтобы в проведении такой экспертизы участвовал и сам Андрей Лялин – это, по мнению адвоката, позволит эффективнее разобраться в наверняка запутанной после переезда музейной коллекции. Тем более что разобраться в сохранности коллекции без Следственного комитета в Центральном военно-морском, как нам представляется, было бы не просто.

В недавнем интервью «Фонтанке» нынешний директор музея Руслан Нехай сообщил, что на данный момент музей экспонирует примерно 600 коллекционных предметов из запланированных 10 - 15 тысяч. Экспозиция музея сегодня составляет, таким образом, 0,084 процента его коллекции. При этом любые попытки автора этих строк задать уточняющие вопросы почему-то воспринимались директором весьма негативно.

Получить комментарий у представителей следствия «Фонтанке» не удалось – член следственной бригады, с которой связался автор этих строк, от комментариев отказался.

Справка:

Андрея Лялина обвиняют в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ («мошенничество, совершённое в особо крупных размерах»). События происходили во время исполнения госконтракта на 1 млрд рублей, заключённого Министерством обороны РФ с ООО «НЕВИСС-Комплекс» на переезд музея с Биржевой площади на площадь Труда.

Следствие считает, что Лялин договорился с главой «НЕВИСС-Комплекса» Александром Швирикасовым о получении 10% всей выделенной на переезд суммы наличными. По мнению следствия, получал эти деньги лично и он же подписывал акты выполненных работ, выполненных лишь на бумаге. Андрей Лялин признался в получении от Швирикасова 15 и 1,5 млн рублей. Швирикасов, по сведениям «Фонтанки», всё подтвердил, но сумму называл около 50 миллионов.

Лялин рассказал, будто полученные 15 миллионов отдал старшему офицеру Управления по работе с личным составом Минобороны, а полтора миллиона не отдал только потому, что тот якобы не принимал за раз меньше, чем 5 млн рублей.
Кроме Лялина в рамках данного уголовного дела обвинение предъявлено Швирикасову, но в отношении него избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы.

Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях