Федеральная служба безопасности официально уведомила адвоката Александра Афанасьева, защищающего бывшего депутата Государственной Думы РФ Михаила Глущенко, о предъявлении его клиенту 8 ноября обвинения в организации убийства Галины Старовойтовой. Сейчас главный вопрос: ФСБ видит его заказчиком резонансного преступления или лишь организатором?
Якобы организатор
По словам Александра Афанасьева, о предъявлении Михаилу Глущенко обвинения его уведомил следователь Следственного управления Главного управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Никитин. Как стало известно «Фонтанке», он полагает, что в 1998 году Михаил Глущенко организовал убийство Старовойтовой, для чего поручил исполнение этого преступления Юрию Колчину и его друзьям (все они уже осуждены за совершение убийства Старовойтовой). По словам адвоката, речь идет о предъявлении обвинения по части 3 статьи 33 и статье 277 УК РФ (соучастие в форме организации и посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля соответственно).
Интрига этого дела сегодня – доказательства, которыми спустя столь длительное время после совершения резонансного преступления располагает следствие. Пока о них можно лишь догадываться. Уместно предположить, например, что какие-то показания в отношении Михаила Глущенко как возможного организатора убийства Галины Старовойтовой дал известный петербургский предприниматель Сергей Шевченко (выступавший потерпевшим в рамках уголовного дела, где Глущенко был осуждён за вымогательство у членов семьи Шевченко 10 миллионов долларов).
Ещё можно предположить, что интересующие следствие показания дали Юрий Колчин и его товарищи, отбывающие наказание за убийство Старовойтовой. Неспроста ведь следователь питерского УФСБ Александр Никитин последние недели октября провёл на Урале – говорят, навещал сидельцев. Жаль, что представляющий интересы Колчина петербургский адвокат Павел Жичкин категорически отказывается общаться с «Фонтанкой», ссылаясь на подписку о неразглашении тайны следствия.
Но это - предположения. Совершенно точно в данном деле должен быть документ, авторство которого приписывают покойному Вячеславу Шевченко и называют его предсмертным письмом. Этот документ начинается в лучших традициях детективного жанра: «Если это письмо попало к вам, значит, меня уже нет в живых».
Человек, похожий на Шевченко
Документ содержит 3 страницы довольно мелкого текста, который целиком посвящён криминальным событиям, инициатором которых, по мнению автора, являлся Михаил Глущенко. Так, после фразы: «Вот некоторые преступления, совершённые Михаилом Глущенко», приведён некоторый список, один абзац которого имеет прямое отношение к сегодняшним событиям (орфография и пунктуация - авторские):
«Г. Старовойтова депутат Гос.думы в отношении ее, поручение к Мише исходило от … , человека из ближайшего окружения Жириновского … Со слов … Старовойтова везде поливала «грязью» ЛДПР и его «вождя», но самое главное она занималась какими-то расследованиями о деятельности ЛДПР, везде совала свой нос. К тому моменту было понятно, что борьба на выборах предстоит нешуточная, все будет гораздо сложнее, чем раньше. Убийство Старовойтовой было своеобразной платой за вхождение Миши в список депутатов будущей Госдумы от ЛДПР. Он долго не решался, думал, кому поручить, пытался привлечь людей со стороны, тогда к нему постоянно обращались с просьбой встать под «крышу» различные группировки. В конечном счете он остановил выбор на Юре Колчине, ему не нужно было платить много, достаточно подготовить идеологически, для Миши это было выгодное решение…»
Наверняка у следствия имеются ещё какие-то доказательства причастности Михаила Глущенко к организации убийства Старовойтовой. Достаточно вспомнить, что письмо, авторство которого приписывают Вячеславу Шевченко, заканчивается интригой: «Для убедительности своего рассказа прикладываю некоторые доказательства подтверждающие всё, что я написал…» В любом случае, скоро мы узнаем об этом.
Просим заказчика
Впрочем, главная – можно сказать, политическая – интрига в этом деле: кого, кроме Глущенко, Федеральная служба безопасности обвинит в организации убийства Галины Старовойтовой и будет ли назван заказчик? Вопрос совсем не праздный: ведь даже из письма якобы Вячеслава Шевченко видно, что инициатива организации убийства исходила не от Михаила Глущенко. Да и простой здравый смысл подсказывает: Галина Старовойтова вряд ли вообще могла попасть в сферы интересов Михаила Глущенко.
Есть у ситуации и имиджевая сторона. О том, что Михаила Глущенко рано или поздно обвинят в организации убийства Галины Старовойтовой, средства массовой информации писали уже несколько лет. Безусловно, здорово, что после 15 лет расследования ФСБ сумела сделать это, но будет позорным для столь уважаемого ведомства, если, объявив предполагаемого организатора, его сотрудники сделают вид, будто мысль организовать такое преступление Михаилу Глущенко пришла из космоса.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»
Напомним, депутат Госдумы Галина Старовойтова была убита в парадной дома на набережной канала Грибоедова 20 ноября 1998 года. Киллеры поджидали её у дверей квартиры. Также был ранен помощник правозащитницы Руслан Линьков. Соответствующее уголовное дело было возбуждено в 1998 году по ряду статей УК РФ, в том числе по статьям 105 (убийство) и 277 (теракт). По делу об убийстве Старовойтовой городской суд Северной столицы уже вынес приговор в отношении восьми фигурантов. К реальным срокам лишения свободы от 11 до 23,5 года приговорены трое, в их числе - организатор и исполнитель преступления.
После этого расследование несколько раз возобновлялось, но в последний раз, в марте 2012 года, было приостановлено.