Ремонт вентиляционной шахты № 403, из-за протечки которой в мае 2012 года было затруднено движение по «зеленой» линии, обойдется бюджету города в рекордные 630 млн рублей. За эти деньги подрядчик заморозит грунты вокруг ствола глубиной 104 метра и укрепит стенки железобетонной рубашкой. Впрочем, специалисты удивлены такой сметой и говорят, что строительство новой шахты обошлось бы максимум в 400 млн.
Большинство горожан узнали о существовании вентиляционной шахты № 403, расположенной на территории бывшей Академии тыла и транспорта на Васильевском острове, в мае 2013 года. Тогда, в ночь с 16 на 17 мая при дежурном объезде перегона «Гостиный двор» – «Василеостровская» работники метрополитена обнаружили, что в тоннель поступает вода с грунтом. Вскоре выяснилось, что она идет как раз из вентшахты № 403, где была нарушена герметичность тюбинговой обделки. Повреждение было настолько серьезным, что для доставки материалов вечером 17 мая было ограничено движение поездов: один из тоннелей был закрыт на час, а движение по второму перегону было челночным – сначала поезда шли от «Гостиного двора» до «Василеостровской», а потом обратно.
Впоследствии работники «Метростроя» заделали подходный тоннель, который ведет из вентшахты к перегону между станциями, бетонной пробкой. Вентиляционное оборудование было отключено, а шахта – затоплена, чтобы стенки держали объем и не происходило просадки грунта. Теперь же город намерен провести полную реконструкцию шахты, для чего комитет по государственному заказу объявил конкурс стоимостью 630 млн рублей. Отметим, что это ведомство лишь отвечает за проведение тендерных процедур, непосредственным заказчиком является профильный комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Глубина вентшахты № 403 составляет 104 метра, диаметр – 5,1 метра. Согласно техническому заданию, подрядчик должен будет заморозить грунты вокруг ствола шахты с помощью специального хладагента – охлажденного водного раствора хлористого кальция. Насквозь прогнившая обделка будет отремонтирована, а стенки шахты будут укреплены специальной железобетонной рубашкой. Планируется также заменить вентиляторы, отремонтировать наземный киоск шахты, а также вырубить бетонную пробку, которой «Метрострой» закрыл доступ воды в перегонный тоннель в мае 2012 года. Выполнить реконструкцию нужно будет к осени 2015 года.
Необходимость проведения реконструкции не вызывает ни у кого из экспертов сомнений: из-за этого ЧП один из самых загруженных перегонов петербургского метро не вентилируется должным образом, а в самой шахте купаются диггеры. Однако удивление специалистов вызывает цена. Для сравнения: строительство наклонного хода станции «Спасская» длиной 88 метров и диаметром 11 метров, вместе с установкой 4 эскалаторов, обойдется бюджету Петербурга в 2 млрд рублей. Наклонный ход «Спортивной-2» длиной 80 метров и диаметром 10 метров будет стоить 2,8 млрд. Но его, в отличие от наклонного хода «Спасской», сооружают не с помощью горнопроходческого щита, а вручную, что влияет на смету.
Таким образом, реконструкция вентшахты будет стоить чуть более одной трети от строительства выхода со «Спасской» и чуть меньше одной пятой от стоимости наклонного хода «Спортивной-2». По оценке специалистов, один метр новой вентиляционной шахты может стоить от 2 до 4 млн рублей: в таком случае абсолютно новая шахта такой же глубины, как 403-я, обошлась бы в 200 - 400 млн рублей, а никак не в 630. Впрочем, собеседник «Фонтанки» в Смольном, курирующий проведение этого конкурса, говорит, что вариант со строительством нового объекта вместо реконструкции старого также рассматривался. «Но в итоге после всех расчетов получилось, что строительство новой шахты вышло бы дороже. Ее пришлось бы строить на удалении от старой, а значит, пришлось бы возводить и новый подходный тоннель к перегону между станциями», – утверждает собеседник нашего издания.
Отметим, что проект реконструкции шахты начали делать еще в 2011 году, задолго до ЧП, произошедшего в мае 2012-го: победителем соответствующего конкурса комитета по транспорту стала компания «Метрострой», которая, скорее всего, будет основным претендентом и на проведение работ по ремонту шахты. Уже после протечки проект был откорректирован «Метростроем» и прошел экспертизу, которая подтвердила удивительную смету в 630 млн рублей. Радует только то, что, как говорят специалисты, в таком плохом состоянии находится только 403-я шахта, которая расположена рядом с Невой в окружении водонасыщенных грунтов.
Впрочем, это не означает, что другим шахтам не требуется ремонт – например, 530-й на Заневском проспекте. Как говорят специалисты, помимо грунтовых вод на состояние обделки влияют также постоянные перепады воздушных потоков различных температур.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»