Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Недвижимость Старт города локальных мифов

Старт города локальных мифов

1 087

Презентация нового города-спутника с условным названием Южный пройдет 13 июня в гостинице "Англетер". После чего владельцу проекта Захару Смушкину с его масштабами в 134 тысячи жителей отступать будет печально. К обеду журналисты распишут планы компании «СТАРТ Девелопмент» на десятилетие вперед. «Фонтанка» же подумала о самом приятном — будущей топонимике. Это важно и для миллиардера. Ведь, отчасти, как назовешь улицы, так и продашь площади.

Просто мы решили за владельца ЗАО «Управляющая компания «СТАРТ Девелопмент» Захара Смушкина и за его генерального директора Андрея Назарова придумать миссию проекта пока еще с рабочим названием «Город Южный». К концу второго президентского срока Владимира Путина на четырех тысячах гектаров Петербурга и Ленинградской области в нескольких километрах южнее Пушкина и Павловска должны поселиться 134 тысячи человек. Они будут покупать квадратные метры и должны понимать, зачем переезжают.

Оттолкнуться можно от типичной мизансцены гигантских параллелепипедов вокруг Петербурга. Когда едешь в сторону Сертолово по КАДу, попадаешь в их окружение. Москва навряд ли отличается другим, но там безобразие покрывается зеленью. У нас же болото. Они как на тарелке. Мысль одна — невозможно выбраться. Если хрущобы в Сосновой Поляне уже обросли деревьями и соседями по школе, и там уже гуманнее, а тут на вопрос: «Как тебя зовут?» - можно схватить: «Я сам прихожу».

Хотя и Захару Смушкину нелегко — он водружает свой египетский по масштабам сегодняшней России проект на плоскую приневскую низменность.

Акцент

В столицах назрела мечта о нормальном общении. Если учесть, что средняя высота зданий в новом городе будет 15 метров, а из двух первых тысяч гектаров 400 отведены под зелень, то это первая буржуазная новостройка такого размаха, способная комплексно решить проблему. Согласно короткому телефонному разговору с генеральным директором Андреем Назаровым, они и не собираются идти по шаблонному архитектурно-планировочному пути. Несмотря на то, что мало кто способен поверить, что из такого города можно будет добраться без пробок, тем не менее, жизнь там должна отличаться от типичного алгоритма: выехал на работу — въехал — телевизор или пивбар внизу точки.

Значит, это должно быть место, где не надо долго ехать в школу, где все под рукой. От берез до шаговой доступности к дворцам.

Вот на этом и стоит, на наш взгляд, главный рекламный ход. Тогда нам должны продавать не слова-импотенты: инновация, комфорт, экология, а образы. Например: будете жить, как в Пушкине. Подтекст слогана понятен — вы меняете жизнь. Просторно, приятно гулять до трех садово-парковых дворцовых резиденций, которые рядом — Царское Село, Павловск, Гатчина.

Похоже, авторы фактически набрались наглости и заявили о четвертой резиденции, но не бросающейся так в глаза. Престижное направление в хай-теке. Уют и Европа со скандинавским акцентом.

Тогда, конечно, не Южный. Это где-то под Таганрогом. Дети и родители скоробогачей в такое кино не поедут. И мир Купчино не станешь менять за такое на визитной карточке.

Фишки

Тут нужны фишки. Иначе перешагнут через Пулковские высоты и создадут еще один ипотечно-прямоугольный клуб: вход рубль, выход два. Где устная речь раскрашена матом, а письменная восклицательными знаками.

Захар Давидович, тут как в старом анекдоте — с такой концепцией, вы этого слона не продадите.

Так как украшать квартиру чуть приятнее, чем рыть фундамент, то мы решили начать с последнего — с топонимики. Приятней все же переезжать на Царскосельскую, чем иметь лоджию на Капиталистическом проспекте.

Как известно от того же Андрея Назарова, в городе будет несколько площадей-доминант. Соответственно, полис обойдется без главного проспекта, который в 70-е годы был бы обречен на Ленинский или Юрия Гагарина.

Монархический уклон

Безусловно, близость к дворцам подталкивает на район с монархическим оттенком: Дворянская, Елизаветинская, Мариининская - в честь хозяйки Павловска Марии Федоровны. Если проспект, то Екатерины Великой. Тут предельно умеренная этажность. Привлечение правильных людей. Хозяева предпочитают золоченые рамы вплоть до дорогих соцреалистов. Фамилия Бродский ассоциируется с полотном «Нарком на лыжной прогулке». Они хотят как в Репино, чтоб тихо. В центре неплохо бы смотрелся памятник Александру Второму, которого у нас нет. Евросоюзное мышление подчеркнет бюст Елизавете Петровне, не вынесшей ни одного смертного приговора. Ни к чему упоминания о семье Николая Второго. Это об ужасах ленинизма и мешает нравственной идиллии. Уместна и Кваренгиевская. В общем, где царь, там и псарь. Без Меншиковской не обойтись.

Ахматовский профиль

Окружение следующего общественного центра как бы перекликается с предыдущим. Лицейские настроения и все, что с ними связано, примыкают через Державинскую, а уже пересекают ее Ахматовская и Гумилевская. Украшением и, безусловно, новостью при открытии будут небольшие, в духе импрессионизма, композиции — хохочущие Пушкин, Дельвиг и Кюхельбекер. Подпись: «Первый пунш». Или единение трогательно целующихся Анны Андреевны и Николая Степановича.

Здесь в квартирах предпочитают каналы «Культура» и «Дождь». Их родители перечитали «Мастера и Маргариту» раньше, чем книга появилась в партийных распределителях за 4 рубля 90 копеек.

Возможны варианты с Гусарской — ведь недалеко стояли когда-то гвардейские полки. Дуэлянтская навевает. Оригинальна мысль о статуе Дантесу. И тут хорошо трактиру «Порт-Артур».

Вообще, чтобы место было живое, нужна хоть часть университета с амбициями на Тарту. Аккуратные общежития, вокруг которых забавные кафешки и причудливые лавки по ремонту велосипедов.

Сосуществование мифов

Следующая картина переносит нас в милое советское прошлое. Мы не спорим: улицы Пьехи и Хиля мирно уживаются с Довлатовской и Цоя. Так как на каждой площади по поэту — вид довольно унылый, то каменная зарисовка Мистеру Трололо будет смотреться привлекательно. Обитатели этих микрорайонов уже не считают себя разгромленными после развала СССР, как немцы после подписания договора в Версале.

Бронзовые скамеечки с поэтами Хармсом и Заболоцким так и тянутся к стоящему недалеко БГ.

Несмотря на то, что мифология еще окончательно не создана, время не ждет. Мы должны понимать, отчего Петербург лучший. Это, собственно, то, чем занимается первый краевед города Лев Лурье всю жизнь. Отсюда сквер Аркадия Северного. И не надо делано гримасничать на городской фольклор. Он делал и Вертинского - «Ваши пальцы пахнут ладаном». Ему же так и не поставили памятник на территории Лесотехнической академии в Петербурге.

Безусловно чистый миф — это митьки. Им — площадь, как щепотка здоровой контркультуры. Как в Переделкино — если ты там, то ты немного Борис Пастернак.

И ни в коем случае не уходим в память об Ольге Берггольц. Нельзя. Так и слышится: именем Союза Советских Социалистических… А вот Виктор Набутов вполне ленинградская фигура.

Культурные люди

Не думать и о тех, кто ходят в театры, - скверно. Им цветник: Товстоноговская, Лебедевская, Симоновская. Один Алексей Герман претендует на перспективу. Можно подумать и о Нуриеве, ведь закон о пропаганде гомосексуализма к этому времени отойдет. Забыты, между прочим, балерины Алла Шелест и Ольга Спесивцева. Тогда без такого элемента, как театр, не обойтись. Где помост с антрепризами, там и возрождение рок-клуба. Вот и наш фестиваль Вудсток.

Северный смех

Без юмора никак. Но он должен быть не придуманный. Райончик губернаторов — Собчаковская и бронза первого мэра в духе мхатовской чайки. Суровый Владимир Яковлев с пиджаком через плечо, мол, постреливают. Не без всей в тюльпанах Валентины Ивановны, а от Георгия Полтавченко дорога ведет в храм.

Образы сознания обязательны: улица Штирлица с интонацией благородных разведчиков в стиле «Адъютант его превосходительства». Владимиру Владимировичу это будет по душе.

Ватсон пересекает Шерлока. После Ливанова мы уверены, что это патриотично. На ура пойдет тупик Промокашки. Это понравится тем, кто когда-то дрался за гаванскую шпану. Проходной двор Леньки Пантелеева тоже отменять не надо. А в нем кафе, которое будут держать ассирийцы.

- У Вас коньяк есть?

- КонЭчно! Шимшон, сбЭгай быстро в магазын.

Петька и Василий Иванович впишутся в ландшафт. Без принца Флоризеля скучнее.

Месседж

Та часть города, что встанет боком к Колпино, может славить спорт: Садыринская, Кондрашинская, Платоновская. Барельефы хоккеистам братьям Солодухиным и футболисту Александру Козаченко указывают направление на стадион и не оставляют шансы обвинениям в топонимическом сепаратизме.

Со временем в городе становится несколько команд мастеров, которых Ленобласти так не хватает. Это важно, как для любого американского городка.

Останется еще много места, а люди любят животных. Тогда аллея - «Жизнь замечательных зверей». Трогательный памятник слонихи, умершей во время блокады. Патронаж Церетели.

Вот она локальная мифология. Теперь понятно, почему мы круче. Это и есть главное послание будущим жителям.

Возможны и вкрапления темы купечества. Восстановить уважение Кокаревым, кто основал Волго-Камский банк, откуда и произошел петербуржец Владимир Коган со своим Промстройбанком. Пусть он во время давней корпоративной войны повел себя не совсем корректно по отношению к Захару Смушкину, но все же может вложиться в рекламу основателя.

От ближайших географических топонимов пойдут Сиверские. Пихтовая нейтральна, провинциальна, но мила.

Имя

Вообще, сам урбанизм страшно модная тема. Все же нужны промоутеры, а вот сионские мудрецы чрезмерны. И бизнес-головы сойдут. Их могут чуть подправить ректор института Репина Семен Михайловский и депутат-градозащитник Ковалев. Он хоть и нудноват, но только потому, что серьезно разбирается в археологии Китая.

Они тяжелы, но противовесы.

И скорее бы переименовать проект из Южного. Так и веет от него уралмашевской братвой. Навскидку видится Новое Царское Село, но заголовок длинноват. Вот если бы Новопавловск. Или спереть у одного из районов Павловска - Тярлево. Хотя люди придумают лучше.

Конкурс с недурными премиальными и доской почета там же - не такое уж пустое занятие.

Тогда все при хлопотах, практически в миссии. А с таким акционерами, как в «СТАРТ Девелопмент», еще и заработаешь.

А наверху федералы пусть доспорят, если не о госидеологии, то хотя бы об общем учебнике истории, где, как известно, они не сошлись по тридцати позициям. Они мешать не будут. Им там весело, как на шоу у Малахова: Сталин плохой или хороший?

Все это должно, наконец, заработать в нашей тиши. А Захар Смушкин с чувством юмора, на его днях рождения играет джаз. Он не самый плохой шахматист в блиц и любит прикладываться к роялю. Правда, есть миллиарды, но каждый не без греха. Может, ему и понравится.

Тогда он согласится назвать самое маленькое пространство в будущем городе — площадью Корюшки.

Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях