Пост художественного руководителя БДТ им. Г.А. Товстоногова, который покинул Темур Чхеидзе, может занять один из самых известных и ярких российских режиссеров - Андрей Могучий. По данным «Фонтанки», Могучий получил это предложение от министра культуры РФ Владимира Мединского. Сам режиссер от каких-либо комментариев по этому поводу отказался.
«Фонтанке» также стало известно, что предложение Мединский сделал не просто так - фигурой Могучего в последнее время активно интересовался управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, который после смерти Кирилла Лаврова возглавил благотворительный фонд «БДТ», - в течение дня 18 марта он позвонил нескольким видным представителям культуры города, интересуясь их мнением о такой кандидатуре.
Напомним, что нынешний худрук БДТ Темур Чхеидзе подал заявление об уходе в конце февраля. 21 марта — его последний официальный рабочий день в этой должности. С конца февраля культурная общественность обеих столиц обсуждает возможные кандидатуры творческого лидера БДТ, питаясь в основном слухами, причем иногда самыми что ни на есть причудливыми.
Самые неожиданные из них — артист МХТ им. Чехова Константин Хабенский и один из самых востребованных молодых режиссеров страны, но на ниве музыкального театра, Василий Бархатов. Кроме этого шли разговоры о главе Таллинского Городского театра Эльмо Нюганене, поставившем в БДТ весьма качественный спектакль «Аркадия» в далеком 1998 году.
Что же до реальных предложений Министерства культуры, то худрук Александринского театра Валерий Фокин подтвердил «Фонтанке», что с ним обсуждалась возможность создания объединенной дирекции Александринки и БДТ. И, по его сведениям, аналогичное предложение было сделано главе Малого драматического Льву Додину. Оба режиссера выразили сомнение в плодотворности подобного объединения. К примеру, по мнению Валерия Фокина, БДТ — театр с такой историей и такими традициями, что, безусловно, должен развиваться самостоятельно. В логике Фокину не откажешь. И хотя Москва знает пример, когда один художественный руководитель, Олег Табаков, справляется с двумя театрами, - ситуация там все же иная: масштабы МХТ и "Табакерки" несоизмеримы.
С одной стороны, понятно стремление министерства посадить в БДТ режиссера, способного выдвинуть собственную внятную творческую программу, которая выведет театр из затяжного кризиса. С другой — налицо отсутствие законодательной базы для проведения полноценных антикризисных мер, и первоочередной из них - возможности для нового худрука формировать труппу по своему усмотрению, которую получил Георгий Товстоногов, когда согласился возглавить БДТ в 1956 году.
И в этой ситуации, пожалуй, было бы логично применить временную меру, предоставив театр в распоряжение кого-нибудь из местных именитых старожилов: Олега Басилашвили или Светланы Крючковой. А к вопросу о худруке-режиссере вернуться через полгода-год, когда будет сдано историческое здание БДТ на Фонтанке, 65, находящееся на капремонте, — его открытие запланировано на конец 2013 года.
Что касается Андрея Могучего, известного своими радикальными взглядами на искусство, совершенно ясно, что он может принять театр исключительно на условиях максимальной творческой и административной свободы. Особенно если учесть тот факт, что Могучий на данный момент готовится к открытию Новой сцены Александринки, запланированному на май, — ее режиссер возглавил на правах творческого лидера, получив полный карт-бланш от Валерия Фокина. Не будет преувеличением сказать, что это пространство оснащалось, что называется, «под Могучего» и полностью соответствует его представлениям о театральных экспериментах, которыми этот режиссер занимается на протяжении всей своей карьеры и за которые три года назад получил главную европейскую театральную награду — премию «Европа — театру» в номинации «Новая театральная реальность».
Жанна Зарецкая, "Фонтанка.ру"