На высшей мере наказания для обвиняемых в нападении на инкассаторов на Ленинском, 168, настаивает прокуратура. Гособвинение убеждено, что пожизненное станет справедливой карой за четыре убийства, разбои и бандитизм. Оснований для снисхождения к профессиональным налетчикам обвинение также не видит. Корреспондент «Фонтанки» побывал на прениях и узнал, почему прокурор не верит в раскаяние предполагаемых убийц.
Очередное заседание по делу о нападении на инкассаторов на Ленинском обещало стать знаковым для участников процесса. Во первых, подошло к концу судебное следствие. Во вторых, на прениях планировал выступить прокурор Петербурга Сергей Литвиненко, в третьих — стороны впервые собрались в новом здании Городского суда на Бассейной.
К 11:00 13 марта перед металлодетекторами на входе скопилась очередь в два десятка человек. Приставы внимательно досматривали рядовых посетителей и журналистов, пришедших в надежде увидеть выступление прокурора Сергея Литвиненко. Накануне появилась информация, что он лично будет просить суд наказать обвиняемых по делу о дерзких налетах на инкассаторов, - случай не уникальный, но редкий.
В ожидании обвиняемых собравшиеся делились впечатлениями от нового помещения — просторный, светлый зал, удобные кресла, широкие «аквариумы» вместо клеток для задержанных. Как и ожидалось, в процесс вступил новый прокурор, но не Литвиненко, а его зам - Феофил Кехиопуло.
Заметив камеры, подсудимые занервничали. «Ваша честь, можно нас не снимать?» - обратились они к суду. Операторам пришлось зачехлить технику. Далее Егоров и Пономарев пожаловались на плохую слышимость, из-за чего их пересадили ближе к судье — подальше от журналистов.
В своем выступлении Феофил Кехиопуло разбивал все доводы, с помощью которых подсудимые могли оправдаться хоть в чем-то. Прокурор подчеркнул, что Егоров и Пономарев не были случайными знакомыми. Они сколотили банду. Нападение на инкассаторов считали своей работой. Доход позволял делать передышки между нападениями. В 2005 году преступники получили почти 10 миллионов рублей. В 2010 году им достались 25 миллионов. Деньги делили поровну.
Бандиты оставили за собой четыре трупа. Один инкассатор погиб в 2005 году, двоих расстреляли на Ленинском. Кроме того, во время последнего нападения на пути бандитов случайно оказался мужчина, гулявший с собакой. Свидетели рассказали полиции, что он не препятствовал злоумышленникам. Прохожему приказали отвернуться, после чего Егоров выстрелил ему в голову. Сам обвиняемый пытался убедить следствие, что хотел ударить свидетеля автоматом, а выстрел произошел случайно. На суде брат убитого рассказал, что спустя 40 дней после этого, не выдержав переживаний, умерла мать и бабушка застреленного.
Прокурор опроверг заявления подсудимых о том, что на Ленинском инкассаторы были убиты в перестрелке. Налетчики не оставили своим жертвам ни шанса: экспертиза установила, что выстрелы шли лишь в одну сторону.
Феофил Кехиопуло прошелся и по главной надежде адвокатов — явке с повинной. Он подчеркнул, что к моменту, когда она была получена, следствие уже обладало необходимыми доказательствами их вины — показаниями свидетелей, видеозаписью, результатами экспертиз. «Признание под грузом доказательств не является явкой с повинной», - подчеркнул он.
Гособвинитель не забыл и о попытке суицида одного из обвиняемых.«Даже когда Пономарев пытался покончить с собой, он сделал это не из-за угрызений совести, а из-за нежелания отбывать пожизненное заключение», - отметил Кехиопуло. Перечислив статьи УК, по которым предъявлено обвинение, он попросил приговорить обвиняемых к пожизненному лишению свободы.
За прокурором выступали потерпевшие — родственники убитых инкассаторов. Одна за другой вдовы выходили и рассказывали о своих мужьях, осиротевших детях. Показывали совместные фотографии, плакали, обращались к убийцам — те отводили глаза и молчали. К концу заседания зал наполнился тихими рыданиями. Каждый завершал выступление словами «пожизненное» или «смертная казнь».
Защитники обвиняемых, естественно, просили не лишать своих клиентов шанса выйти на свободу. Приговор планируют огласить 29 марта.
Нападение на инкассаторов у дома 186 по Ленинскому проспекту произошло 28 декабря 2010 года. По подозрению в совершении преступления были задержаны Сергей Егоров и Максим Пономарев. Позднее их изобличили в нападении на перевозчиков денег на шоссе Революции в июле 2005 года.
Обвинение фигурантам предъявлено по статьям 1 ст. 209 УК РФ, п.п. «а», «б», «е», «ж», «з» ч. 2 ст. 105, п.п. «а», «б», «в» ч. 4 ст. 162, ч. 2 ст. 167 УК РФ, п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 226, 3 ст. 222 УК РФ (бандитизм, убийство, разбой, незаконный оборот оружия, умышленное повреждение имущества).