Нравится ли вам получать комплименты? А делать самим? Или вы считаете, что они нужны только в период ухаживания, чтобы завоевать чью-то благосклонность, а в остальное время можно обойтись без них? А между тем искренний комплимент — это самый простой и быстрый способ выражения одобрения по отношению к другому человеку, а также возможность самому оказаться в центре внимания.
Путь к сокращению дистанции
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты»,
— пел Булат Окуджава. Многие из нас помнят эти красивые строки.
Что представляет собой комплимент? По сути, это спонтанная доброжелательная похвала в чей-то адрес. Для чего мы его произносим? Сознательно или бессознательно мы делаем это для того, чтобы установить с человеком хорошие отношения, расположить его к себе.
Кому можно делать комплименты, есть ли здесь какие-то ограничения? Ограничений нет, их можно делать всем и всегда. Они доставляют удовольствие женщинам и мужчинам, начальникам и подчиненным, детям, родителям, соседям… Никто не остается равнодушным к похвале, удачный комплимент люди помнят всю жизнь.
Комплименты рождаются в тот момент, когда мы довольны жизнью, на душе у нас хорошо, у нас отличное настроение и мы видим все в розовом свете. Окружающие люди кажутся нам замечательными и привлекательными. Возникает желание сказать им об этом, поделиться той позитивной энергией, которая нас переполняет. Отсюда появляется потребность похвалить человека, сделать ему приятное. Если комплимент был искренним, шел от сердца, то это всегда передается людям, дарит им радость.
Коуч и бизнес-тренер Валерий Бо убежден: «Целью комплимента является создание благоприятного настроя. При встрече с новым человеком важно сразу произвести на него приятное впечатление. Хорошим началом разговора при знакомстве может быть какая-то фраза, приятная собеседнику, разумеется, если комплимент сделан умело, к месту и, главное, искренне. В любом человеке можно заметить что-то особенное и достойное одобрения. Если ваше высказывание оказалось удачным, то это поможет установить контакт и создать позитивный настрой для дальнейшего развития беседы».
Международный бизнес-тренер Сергей Зыкин продолжает эту мысль: «Психологи говорят, что если вам сказали комплимент, ждите, сейчас вами будут манипулировать. По сути, это действительно так. Только манипуляция эта - добрая, позитивная. Ведь комплимент — это проговаривание тех замечательных качеств и умений, которые присущи данному человеку. Мы показываем ему нашу наблюдательность, доброе расположение. Что мы хотим получить взамен? Конечно, его хорошее расположение и доверительность».
Отбросьте лесть
В чем разница между искренней похвалой и лестью? Лесть — это когда кто-то хочет угодить другому человеку и поэтому слишком явно преувеличивает его реальные достоинства и достижения. Такое чрезмерное преувеличение, как правило, заметно и вызывает у человека недоверие, ожидание корысти. Например, желая порадовать женщину с заурядной внешностью, льстец говорит ей: «Какая вы красавица!» Когда он узнает, что полненькая девушка сидела на диете (с мизерным результатом), заявляет: «Ой, какая ты стала стройняшка!» Когда видит, что на женщине обновка, то вместо того, чтобы сказать: «Эта блузка тебе очень идет», восклицает: «Королева!»
Не стоит использовать лесть, она сразу чувствуется и отталкивает. У человека, который ее слышит, возникает ощущение, что его хвалят не просто так, а чего-то от него хотят.
Как сделать удачный комплимент
Слишком длинные похвалы не в моде. Для нашего времени характерен быстрый темп жизни, поэтому комплименты не должны быть слишком длинными и цветистыми. Но они также не должны быть скупыми и состоять из одного слова. Все хорошо в меру.
Хвала при свидетелях. Добрые слова, сказанные при свидетелях, доставляют адресату особое удовольствие, поскольку их смысл усиливается, они становятся более значимыми, а человек растет в собственных глазах.
Что можно похвалить? Найдите в человеке то, что заслуживает похвалы, и скажите ему об этом. Допустим, девушка не блещет особой красотой, но у нее милые веснушки. Скажите ей: «Твои очаровательные веснушки каждый раз напоминают мне о солнце!» Коллеге можно сказать: «Спасибо, что помог, без тебя я бы не справился». Ребенку: «Умница, щелкаешь задачки как орехи» или «Я в твоем возрасте не мог столько раз подтянуться на турнике!»
Если вы умеете найти хорошие качества в человеке и сказать ему об этом, то, поверьте, он это оценит и окажет вам свое расположение. Находить путь к сердцу любого нетрудно. Для этого надо всего лишь быть внимательным к людям. Им часто не хватает именно внимания, оно ценится выше всего.
Психолог Галина Педич дополняет эти рекомендации: «Если вы не знаете, как собеседник воспримет ваши слова, лучше сделать косвенный комплимент. Как научиться его говорить? Каждому приятно почувствовать себя человеком, к которому обращаются за мудростью: "Мне нужен твой совет". Спросите человека о том, что у него хорошо получается: "Скажи, как тебе это удается?" Очень тонкий и завуалированный вид похвалы, когда вы говорите не о человеке, а о ваших чувствах и отношении к нему: "Мне с вами очень приятно работать"».
Комплименты уместны везде, в том числе и в деловой жизни. Например, старшему товарищу по работе можно сказать: «Когда вы помогаете мне, я вижу, что у вас огромный опыт: рядом с вами я не пропаду». Клиента можно похвалить так: «Я вижу, что вы прекрасно разбираетесь в товаре, потому что сразу выбрали вещь с лучшими характеристиками». Шефу можно сказать так: «Работая с вами, я спокойна за завтрашний день».
Валерий Бо подчеркивает, что остроумие и сексуальность придают особый лоск похвалам: «Делайте комплименты открыто, сохраняя чувство независимости, уверенности и определенную степень игривости. Сюда еще можно добавить некоторый элемент сексуальности. Но это в том случае, если вы можете правильно оценить уместность такого хода, сделать это тонко и предусмотреть возможные последствия».
Еще он советует: «Не надо мучительно придумывать комплимент. Вместо этого прислушайтесь к своему внутреннему голосу и дайте ему возможность проявить себя. Наблюдайте за реакцией человека. Если он не знает, как ему реагировать, то имеет смысл помочь ему принять комплимент. Заинтересованно спросите его о какой-то детали вашего комплимента. Если вы немного его расшифруете, объясните какие-то детали, то это вызывает доверие и запоминается. Важно выбрать подходящее время. Ведь комплимент может вызвать раздражение, если он неуместен».
Когда вы кого-то хвалите, воздержитесь от объединения противоположных высказываний, потому что этим вы рискуете обидеть человека. Например, не следует говорить: «Ты хорошая девочка, но заниматься спортом не хочешь», «Вы эффектная дама, только не мешало бы скинуть несколько килограммов». Слыша подобные комплименты, человек вычленяет и запоминает только негативную часть, именно она ему врезается в память. А похвала забывается и перечеркивается. Получается ложка дегтя в бочке меда. В результате — обида.
Умейте принимать похвалу
Некоторые люди не умеют радоваться комплиментам: начинают стесняться, зажиматься и всячески отрицать свои достоинства. Например, женщину похвалили и сказали, что она свежо выглядит, у нее хороший цвет лица. Она с ходу это отрицает: «Нет, что вы, просто здесь удачное освещение». Или сотруднице сказали, что она прекрасно выполнила свою работу. Вместо того чтобы порадоваться комплименту, та отвечает: «Я тут ни при чем, просто задание было простым». Человек, который сделал комплимент, чувствует себя разочарованным. Он кого-то похвалил, а тот отказался принять его «подарок»...
Или возьмем другой вариант. Человек не любит комплиментов, боится их, ему кажется, что за каждым из них скрывается попытка манипулирования. Поэтому, услышав похвалу в свой адрес, он настораживается: мол, что ему от меня нужно? Совет один: научитесь принимать комплименты спокойно, с достоинством, теплотой и благодарностью. Представьте, что вам вручили небольшой «словесный презент». Порадуйтесь ему, улыбнитесь, скажите спасибо, и человеку будет приятно. Можно выразить свое мнение по поводу комплимента, пошутить, это сразу создаст приятную атмосферу.
Не преуменьшайте своих достоинств и достижений, тем более не отрицайте их. А если вы слышите неприкрытую лесть и вам это неприятно, то ограничьтесь лишь вежливой благодарностью. Если вы увидите, что сразу после того, как вы поблагодарили за похвалу, вас пытаются о чем-то попросить, то, если вы не согласны с этой просьбой, спокойно ее отклоните. Полученный комплимент — не взятка, он вас ни к чему не обязывает, вы его не требовали. Откликайтесь на просьбу лишь в том случае, если готовы были выполнить ее и без комплимента.
Главное условие для того, чтобы легко дарить и принимать комплименты — это способность радоваться жизни. Если вы уверены в себе и позитивно настроены, то и комплименты у вас будут получаться легко и непринужденно, как естественная часть общения и взаимодействия с людьми.
Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»