Ведомство, которое обязано контролировать качество жилищно-коммунальных услуг и заставлять работать обслуживающие организации, сменило гнев на милость. Но вынужденно - после того, как на нарушения законодательства указала губернатору Петербурга генпрокуратура РФ. Лишь тогда самая строптивая жилищная инспекция в стране стала отвечать на жалобы, поступающие через проект оппозиционера Алексея Навального «РосЖКХ».
В ответ на запрос депутата Госдумы Дмитрия Гудкова по поводу отказа главного жилищного инспектора Петербурга рассматривать электронные жалобы, поданные гражданами через сайт "РосЖКХ", Генеральная прокуратура сообщила, что жилищной инспекцией, действительно, «были допущены нарушения». По этому поводу – «в целях устранения указанных нарушений и недопущения их впредь» – еще 10 декабря минувшего года было вынесено представление в адрес губернатора Санкт-Петербурга. Контролировать исполнение этого представления должна прокуратура города.
Как сказано в полученном депутатом письме Генпрокуратуры, «обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ». Добавим, что в статье 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», на который ссылается прокуратура, указано, что письменная жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней, продлить этот срок чиновники могут только в исключительных случаях, предварительно уведомив заявителя.
Кроме того, ссылаясь на Жилищный кодекс (пункт 4.2 статьи 20), Генпрокуратура сообщает, что жалоба на управляющую организацию предполагает, что за 30 дней жилинспекция не просто ответит, а проведёт у коммунальщиков внеплановую проверку и заставит устранить нарушения. Или сообщит заявителю, почему это не сделано.
Генеральная прокуратура отмечает, что жилищная инспекция Петербурга не давала гражданам необоснованных отказов в рассмотрении жалоб, однако нарушала требование закона «о 7-дневном сроке переадресации письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа».
Собственно, именно это и происходило с жалобами петербуржцев. Им действительно никто не посылал в ответ «необоснованных отказов». Им вообще не собирались отвечать – будто и жалоб не было. Жилищная инспекция сама трубы не латает, ящики не чинит, мусор не вывозит и лифты не моет («не входит в компетенцию»), она должна была в 7-дневный срок переправлять жалобы управляющим организациям, проводить выездные внеплановые проверки и контролировать исполнение предписаний.
О том, что происходило на самом деле, «Фонтанка» уже писала: главный жилищный инспектор Санкт-Петербурга Владимир Зябко написал в адрес РосЖКХ: его ведомство не будет реагировать на «однотипные жалобы». Мотивировал это Зябко, в частности, тем, что электронный адрес РосЖКХ, с которого поступают письма, не принадлежит авторам жалоб непосредственно, владелец адреса не является госорганом и не зарегистрирован как СМИ. То есть реагировать на обращения и не требуется.
«Передумал» он после того, как Генпрокуратура вынесла представление губернатору города. Это произошло, повторим, 10 декабря, а 17-го числа об этом уведомили Дмитрия Гудкова в ответе на его запрос. Через неделю, в самый канун Нового года, петербуржцы начали получать первые ответы на свои жалобы.
Как рассказал «Фонтанке» курирующий проект РосЖКХ Дмитрий Левенец, с момента старта проекта 8 ноября и до конца года жители Северной столицы направили через сайт РосЖКХ заявления о 6744 проблемах. К 11 января 1082 из этих проблем, по словам координатора проекта, уже были решены. Для сравнения Левенец добавляет другую статистику: за 9 месяцев прошлого года в петербургскую жилищную инспекцию непосредственно, то есть без участия РосЖКХ, поступило меньше жалоб, чем за те 7 недель, что работал проект Навального, а именно – 5416.
Напомним, как состоялась эта победа над жилищниками.
Сайт roszkh.ru, запущенный командой оппозиционера Алексея Навального, заработал 8 ноября прошлого года. Смысл проекта прост: гражданам помогают составить грамотную жалобу на некачественные услуги ЖКХ и переправляют её в инстанции в том регионе, откуда жалоба исходит. В первую очередь – в местную жилищную инспекцию. Письмо создаётся в несколько кликов мышкой, автору остаётся добавить короткое описание конкретной проблемы. Все необходимые юридически выверенные формулировки и ссылки на законы вбиты в шаблон. Неудивительно, что потребители услуг ЖКХ во всей стране немедленно воспользовались возможностью пожаловаться на свои управляющие компании и прочих коммунальщиков. За первую неделю, сообщал Навальный, 15 тысяч пользователей Интернета направили через РосЖКХ 90 тысяч заявлений в свои жилищные инспекции.
Главный государственный жилищный инспектор РФ Николай Васютин отреагировал на этот вал болезненно: написал подчинённым в регионах письмо, в котором связал «массовый характер жалоб» не с состоянием коммуналки, а с попытками «оппозиционных кругов дискредитировать все уровни власти». Тем не менее он попросил инспекторов рассматривать жалобы.
Днём позже стало известно, что подчинились все, кроме главного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Владимира Зябко. Его строптивость вызвала недоуменный комментарий создателя РосЖКХ: Навальный отметил, что в других регионах жилищные инспекторы обрадовались, что им помогают бороться с нерадивыми коммунальщиками. Впрочем, господин Зябко мог быть другого мнения о качестве или нерадивости: по информации «Фонтанки», в тот момент главой жилищного агентства Центрального района (одного из наиболее проблемных, если судить по заявлениям жильцов) была его гражданская жена Татьяна Квасницина. Вскоре, 13 декабря, стало известно, что губернатор Полтавченко поручил главе района уволить её за халатность. Официально это связано со случаем, когда на человека упала глыба льда с неочищенной крыши.
После отказа Владимира Зябко работать с обращениями граждан, поданными через РосЖКХ, Навальный пожаловался в прокуратуру Санкт-Петербурга, а депутат Дмитрий Гудков послал запрос в Генеральную прокуратуру РФ.
В это же время, напомним, к истории подключилась «Фонтанка»: мы оформили на редакционных бланках заявления петербуржцев, которые переслала нам команда РосЖКХ, и передали их господину Зябко. Кроме того, мы провели рейд по адресам, указанным в жалобах, и убедились, что, несмотря на подмеченную жилинспектором «однотипность», всё сказанное в них – правда. Дела обстоят даже хуже, чем обрисовали люди.
Предпоследним аккордом, уже практически победным, было упомянутое письмо из Генеральной прокуратуры. В нём, в частности, было сказано, что должностное лицо обязано посылать гражданам ответы на те адреса, которые указаны в электронных обращениях. В жалобах петербуржцев стояли их собственные адреса, а РосЖКХ выступал только в той роли, в какой выступает «любая организация по отправке почтовых отправлений», – так это назвал Навальный.
Таким образом, жилищная инспекция вполне могла начать отвечать жалобщикам непосредственно ещё в ноябре. Но чиновники предпочли дождаться, пока Генпрокуратура укажет на нарушения губернатору города.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»