Нарушающих порядок на футболе — лишить права прохода на стадион пожизненно. Ознакомившись с этой последней инициативой Дмитрия Медведева, «Фонтанка» попыталась вникнуть в логику премьера и понять, когда следует ожидать законодательных запретов летать на самолётах, ездить на поездах и посещать синагогу. Надежду вызывает лишь исключительно малый процент претворения в жизнь проектов младшего члена тандема.
Нарушающих порядок на футболе лишить права прохода на стадион пожизненно. Ознакомившись с этой последней инициативой Дмитрия Медведева, «Фонтанка» попыталась вникнуть в логику премьера и понять, когда следует ожидать законодательных запретов летать на самолётах, ездить на поездах и посещать синагогу. Надежду вызывает лишь исключительно малый процент претворения в жизнь проектов младшего члена тандема.
В понедельник, 26 ноября, премьер Дмитрий Медведев приоткрыл перед электоратом тайны законотворческого процесса. Не надо длительной работы экспертов, изучения возможных последствий. Достаточно высочайшего озарения, посетившего высокое лицо. Благодаря одному из таких откровений свыше, вероятно, многие несдержанные любители футбола вскоре смогут наблюдать игру только по телевизору, так как на стадионы их не пустят.
Удививший на днях российский народ предложением карать за проезд на красный свет полумиллионным штрафом (потом, правда, пояснил - по пьянке), что для большинства автолюбителей означает фактически изъятие автомобиля или годовое полуголодное существование, лидер «Единой России» продолжил запретительный креатив. Видимо, решив наконец окончательно расстаться с имиджем «либерала» и любителя «свободы лучше, чем несвободы», Дмитрий Анатольевич, обсуждая с вице-премьером Дмитрием Козаком проект закона «О болельщиках», экспромтом выдвинул идею. Получив отчёт вице-премьера о проделанной над законопроектом работе и услышав о предложении ввести для нарушителей порядка административный запрет на посещение стадионов сроком от одного месяца до года, премьер отметил, что «это нормальная мера, она практикуется практически во всех странах, где любят футбол». Но, пожалуй, слишком либеральная.
Внезапно
«Я единственное, о чём подумал прямо сейчас: может быть, в отношении тех, кто совершил преступление прямо на стадионе, этот административный запрет может быть больше – не знаю, вплоть до пожизненного». Отлучение от футбола Дмитрий Медведев предлагает осуществлять как административную меру, дополняющую уголовное наказание. По его мнению, если болельщик совершил что-то «типа того», что произошло недавно на стадионе в Химках, то «уголовная санкция уголовной, но другие-то не должны страдать от того, что такой гражданин снова появится на стадионе». Правда, премьер смягчил суровый заход: «Можно просто подумать, я сейчас не навязываю саму конструкцию».
Заметим, что до сих пор в российском административном и уголовном праве «вечный» срок был только один — пожизненнное лишение свободы как альтернатива смертной казни в виде наказания за особо тяжкие преступления против личности. Лишение же специального права ограничено в административном законодательстве тремя годами, а лишение права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью в уголовном — тоже тремя годами, и только в особых случаях — двадцатью.
Забывчивость Козака
Впрочем, беспокоиться о перспективе навеки разлучиться со спортивными площадками хулиганистым болельщикам рано. Если верить сайту Федерального собрания, обсуждение законопроекта премьером и вице-премьером имело чисто ритуальное значение без практического смысла. Дело в том, что законопроект за № 177585 «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» уже внесен правительством в Государственную Думу 23 ноября. Так что Дмитрий Козак, говоря, что законопроект уже «подготовлен, доработан с учётом результатов обсуждения на заседании правительства и готов для внесения в Государственную Думу», скромничал.
Мыслить шире
Если же так или иначе правительство начнёт осуществлять инициативу своего председателя, предвидятся сложности. Учитывая, что юрист Дмитрий Медведев связывает административный пожизненный запрет с уголовным преступлением, возникает ряд технико-юридических вопросов.
Практически всё юридическое сообщество согласно с тем, что правопорядок достигается не столько строгостью наказания, сколько его неотвратимостью. Эксперты «Фонтанки» не смогли вспомнить ни одного случая, когда в Петербурге хотя бы один человек был привлечён к уголовной ответственности за бесчинства на стадионе, хотя эпизоды несомненного хулиганства были. То есть запрет накладывать просто не на кого. Также интересно, будет ли, по мысли председателя правительства, запрет распространяться только на фанатичных болельщиков, совершивших хулиганство во время игры, или не только. Премьер не пояснил, будут ли в соответствии с его планами навсегда лишены права посещения спортивных мероприятий, например, карманник, орудующий на трибунах, или проворовавшаяся буфетчица, болельщиками не являющиеся, но творящие своё черное дело на стадионе. Логично было бы не останавливаться исключительно на фанатах и стадионах, но модернизировать уголовное законодательство в указанном направлении в других областях. Например, запретить ездить по железной дороге лицам, однажды осуждённым за кражу в поезде или на вокзале, принять аналогичные меры для пошаливших в аэропорту или самолёте. Вообще же нельзя не предположить появление в конце концов более общей правовой нормы, в соответствии с которой на лицо, когда-либо осуждённое за какое-либо преступление, будет наложен запрет появляться в местах, где оно преступление совершило. Совершенно непонятно, почему, например, театр со всеми артистами и зрителями нуждается в меньшей защите, чем спортсмены и болельщики. И пускать везде-везде только по паспорту, чтобы потенциальный нарушитель не прошёл.
В связи с заметной озабоченностью власти защитой традиционных конфессий от богохульных посягательств своевременным шагом может выглядеть и контроль за посещением ритуальных зданий. Коль вёл себя неподобающе в церкви, мечети иль в синагоге — нечего тебе там делать. Не секрет, для многих футбольных фанатов стадион много значимей храма, что не останавливает.
Следующим вопросом, рассматриваемым на совещании, было развитие региональных авиаперевозок. Предложения «прямо сейчас» запретить пожизненно полёты лицам, похулиганившим в самолёте, не последовало.
Странная надежда на доверие
Сегодня же в интервью французской прессе Дмитрий Медведев на вопрос о возможности участия в будущих президентских кампаниях заявил: "Если у меня для этого будет достаточное количество сил и здоровья и если наши люди мне доверят в будущем такую работу, я такого, конечно, не исключаю поворота событий. Но это зависит от целой совокупности факторов". Надежда на то, что «наши люди» доверят, выглядит несколько призрачной. Своими необычными законотворческими предложениями премьер вряд ли завоевывает доверие электората. Штраф за проезд на красный свет в 500 тысяч рублей, анонсированный в претенциозном ролике с BMW X5, запомнился всем, тогда как последующее разъяснение в Твиттере, что имелась в виду только пьяная езда, прошло почти незамеченным. Пожизненный запрет на стадионы уже в умах. Даже если такая мера введена не будет.