Компания Marimekko - один из самых известных в мире финских брендов. Пожалуй, в каждом финском доме найдется что-нибудь от Marimekko: посуда, скатерть, полотенце, постельное белье, шторы, одежда или аксессуары. И дело даже не в поддержке отечественного производства, а в том, что за шестьдесят лет своего существования компания Marimekko смогла создать удивительно яркий мир, в котором финны чувствуют себя комфортно и свободно, потому что в нем много природы, света и хорошего настроения.
От клеенок к платьям
Многие задаются вопросом о том, как самый жизнерадостный и яркий бренд в мире родился в холодной и темной Финляндии. Ответ на него содержится в самом вопросе. Если солнечного света, тепла и энергии не хватает, начинаешь искать их в повседневных вещах. Так думала и легендарная женщина Арми Ратиа (Armi Ratia, 1912-1979), основатель компании.
История Marimekko началась с маленькой фабрики Printex, производившей кухонную клеенку и ткани с набивным рисунком. Она была куплена в 1949 году Вильо Ратиа, супругом Арми. Избитый цветочный принт на клеенках и тканях не приносил компании дохода, люди просто не хотели его покупать. Тогда Арми Ратиа обратилась к знакомым художникам, чтобы те разработали новые принты, которые каждый день приносили бы радостные эмоции жителям послевоенной Финляндии. В качестве эксперимента из тканей с новыми принтами (это были яркие цветы) было решено сшить платья простого кроя. Появившуюся в 1951 году компанию назвали Marimekko (что в переводе с финского значит «Платье Мари»). В этом же году прошел первый показ Marimekko, а в следующем году компания открыла свой первый магазин в Хельсинки на улице Tunturikatu, в котором люди с радостью стали покупать сразу ставшие хитом яркие, смелые платья.
7 платьев Джеки
Бренд Marimekko стал известен во всем мире в том числе благодаря одной женщине, законодательнице моды и воплощению изящества, купившей сразу 7 платьев от Marimekko для мероприятий в рамках Президентской выборной кампании. Это была первая леди США Жаклин Кеннеди. В 1960 году она появилась на обложке спортивного еженедельника Sports Illustrated в скромном розовом платье без рукавов от Marimekko. После этого статьи, посвященные молодому бренду, стали появляться почти во всех модных изданиях, включая Elle, Vogue, Harper’s Bazaar.
Культ мака
Несмотря на запрет Арми Ратиа на растительные мотивы в дизайне, в 1964 году главный дизайнер компании, талантливая Майя Исола (Maija Isola, 1927–2001), в знак протеста создала для Marimekko новый принт Unikko («Маки»), даже не подозревая о том, какой шедевр родился в ее руках. С тех пор маки самых разных цветов, словно нарисованные детской рукой, стали визитной карточкой Marimekko и произрастают на кружках, резиновых сапогах, тетрадях, салфетках, сумках – практически на всей фирменной продукции компании. С «маковым» принтом создавали кеды Converse, туфли Manolo Blahnik, платья Dolce & Gabbana, машины Nissan и мебель IKEA. Мак настолько тесно ассоциируется с Marimekko, что его иногда ошибочно считают логотипом компании.
Прославляли финский дизайн не только совместные проекты Marimekko с легендарными марками. «Платье Мари» появилось и в культовом сериале «Секс в большом городе», который часто называют «Библией моды». На главной героине Кэрри Брэдшоу в четвертом сезоне сериала красовалось платье от Marimekko с большими, яркими цветами.
Легендарная полоска
Маки – не единственный принт Marimekko , которому суждено было покорить мир. Когда мужчины и женщины все чаще стали носить джинсы, дизайнеру Аннике Римала (Annika Rimala, род.1936) захотелось создать такой элемент одежды, который бы хорошо сочетался с джинсами и который могли бы носить абсолютно все, вне зависимости от возраста, размера и стиля одежды. Так в 1968 году появилась знаменитая полосатая трикотажная майка с длинным рукавом (по-фински Tasaraita-paita). Она стала обязательной вещью в гардеробе каждого финского модника, а позднее даже появилась на финских почтовых марках. Сейчас полоска, маки и еще некоторые принты 60-х годов – самая долговременная классика Marimekko, которая до сих пор используется в коллекциях.
Про носки
С Marimekko сотрудничают ведущие молодые дизайнеры не только из Скандинавских стран, но и из Европы и Азии, разрабатывая новые рисунки с забавными названиями, которые затем используются на домашнем текстиле, посуде, одежде и аксессуарах и выпускаются три раза в год: весной, осенью и к Рождеству.
Оригинальная коллекция стекла была придумана в 2010 году финским дизайнером (очевидно, с прекрасным чувством юмора) Ану Пенттинен (Anu Penttinen). Она назвала свою коллекцию «Спущенные носки» (Sukat makkaralla). Разноцветные бокалы, стаканы и кувшины действительно напоминают по форме спущенные носки. Но, несмотря на свое смешное название, они очень изысканны, функциональны, а их яркие, насыщенные цвета придают им еще большее очарование.
Об искренности и творчестве
Marimekko – настоящее воплощение скандинавского стиля. Его отличают, прежде всего, натуральные материалы, растительные и геометризированные принты. Иногда они похожие на кляксы, иногда на эскизы, иногда напоминают детские рисунки, но всегда обладают визуальным воздействием. Дизайн Marimekko очень позитивный. Он родился таким в середине прошлого века и остается таковым сейчас. Его узоры сочетают в себе скромность, деликатность, искренность, и в то же время буйство красок и страсть. Продукция Marimekko заряжает энергией, создает атмосферу радости вокруг и она абсолютно вне времени. Если однажды вы купили вещь от Marimekko, будьте уверены, что она не только не выйдет из моды, но и прослужит вам десятилетия.
Фирменные магазины Marimekko в Хельсинки: Pohjoisesplanadi 33; Uudenmaankatu 13; Urho Kekkosen katu 1 (торговый центр Kamppi; Kirvesmiehenkatu 7 (Outlet).
Статья с официального русскоязычного сайта города Хельсинки.
Сайт | https://www.marimekko.com/ |
Адрес | Pohjoisesplanadi 33 Helsinki |
Языки обслуживания | финский, английский |