Экс-депутату ЗакСа Никите Ананову не разрешили перестроить здание туалета в парке Смольного в бизнес-центр. Сад Сан-Галли не станет зоной деловой застройки, запретили и создание офисной зоны на территории кладбища Александро-Невской лавры. «Фонтанка» наблюдала за тем, как обсуждались заявки на изменения в Генплан по Центральному району.
Комиссия по подготовке изменений в Генеральный план развития Петербурга рассмотрела заявки, поданные по Центральному району. Члены комиссии продемонстрировали очень бережное отношение к зеленым насаждениям, и на этом основании почти все пожелания инвесторов были отклонены. Повезло только ООО «Плаза Лотос Групп», превратившему свой участок на Синопской набережной в зону деловой застройки, и ООО «Росрегион Девелопмент», которое на парки и скверы не покушалось, а корректировало границы своей территории.
Обсуждение заявок началось с Никольского кладбища, входящего в комплекс Александро-Невской лавры. Эта территория вызвала интерес сразу у трех заявителей. Комитет по земельным ресурсам вместе с Московским патриархатом (при поддержке комитета по внешним связям правительства Петербурга) предложили перевести участок кладбища, расположенный по адресу: набережная реки Монастырки, дом 1, литера А) в зону деловой застройки. Дополнительно КЗР предложил сделать зоной деловой застройки еще 2 участка – уже по собственной инициативе.
Заявка произвела впечатление на членов комиссии.
«Интересно, откуда такие мысли?» -поинтересовался один из присутствующих. «Для размещения религиозных объектов», - отрезал представитель КЗР, но тут же был опровергнут. «Это зона Д, и она не предполагает такого использования», - дала справку глава комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева.
Объяснить идею сумел начальник Управления градостроительных обоснований развития города КГА Виктор Полищук. Он напомнил о том, что парки при лечебных учреждениях - больнице Мечникова, Первом медицинском - зелеными насаждениями общего пользования считаться не могут, они закрыты для свободного посещения. И числятся эти территории в зоне деловой застройки. «Вот так хотели поступить и здесь», - заключил он.
«У меня такое ощущение, что, отнеся этот участок в зону деловой застройки, мы пытаемся на нем что-то построить», - признался вице-губернатор Игорь Метельский, председательствующий на заседании. На лицах присутствующих отобразилось выражение полного согласия. «Логики в этом предложении не присутствует», - поддержал председателя гендиректор НИПЦ Генплана Юрий Бакей.
После небольшой паузы вице-губернатор нашел решение. «Кладбищ, даже бывших, в зоне Д быть не может, - заявил он. - Строить на этой территории по закону «О погребениях» нельзя». Заявку единогласно отклонили.
Пожелания деревообрабатывающего комбината «Сосна», пожелавшего организовать деловую зону с другой стороны Никольского кладбища – возле дома 5 по набережной Монастырки, также удивили. Компания обосновала свою заявку тем, что участок находится у нее в собственности и нуждается в развитии.
«А как это они часть кладбища приватизировали?» - прозвучал чей-то голос после оглашения текста.
«Участок был приватизирован в нарушение закона, - выдал справку депутат ЗакСа Алексей Ковалев. – Никольское кладбище – памятник федерального значения, и в собственность передавать его не могли. По этому случаю была проведена прокурорская проверка, в итоге КГИОП менял границы памятника, «вырезав из него кусочек». «В приватизации принимали участие некие лица, которые сейчас находятся в заключении на долгие годы, - добавил он, не уточнив однако фамилий «неких лиц». - Вывод объекта из собственности «Сосны» планировался давно, участок собирались включить обратно в памятник для восстановления цельного комплекса».
Слово взяла Юлия Киселева, которая сообщила, что комитет по охране памятников возражает против того, чтобы заявка «Сосны» была выполнена. Члены комиссии с облегчением вздохнули и дружно проголосовали против запрошенного изменения в Генплан.
Не повезло и экс-депутату ЗакСа Никите Ананову. Скромная просьба перевести принадлежащий ему участочек в саду на Смольном проспекте в зону деловой застройки вызвала хохот. «Это здание общественного туалета, - ехидно прокомментировал Ковалев. - Ананов его все время хочет во что-то перестроить – то ли, чтобы своими булочками там торговать, то ли еще зачем-то». «Наверное, надо просто отдать этот туалет на баланс «Водоканала», чтоб восстановили работу заведения», - предложил депутат.
Полищук напомнил о том, что Ананов подчеркивает свое родство со знаменитым шахматистом Михаилом Ботвинником, и в здании туалета намеревался организовать детский шахматный клуб. «Самое подходящее место!» - прозвучала реплика кого-то из членов комиссии. «Ну, может, это заведение в честь Ботвинника и назовут», - развел руками Полищук. Заявку отклонили без дополнительных вопросов, а развеселившийся Ковалев предложил обязать Ананова восстановить туалет и его эксплуатировать.
Дружно отклонили и заявку ООО «Отель-Инвест», пожелавшего расширить площадь застройки на Маяковского, 5, за счет пространства для парковки автомашин. Получили отказ «Современные печатные технологии» - этой компании не позволили перевести в зону деловой застройки сад Сан-Галли. ООО «Иннотех» и компания «Лиговский Девелопмент Лтд.» не получили разрешения расширить зоны возможного строительства за счет инженерных сооружений и улично-дорожной сети.
Спор возник по поводу проекта застройки территории Московской-Товарной. Заявитель, «Росрегион Девелопмент», просил привести Генплан в соответствие с утвержденным проектом планировки. Но у депутатов возникли возражения. Как пояснил председатель комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Сергей Никешин, не до конца понятна система транспортных подходов к будущему кварталу, поэтому хотелось бы вопрос пока отложить.
Ковалев объяснил, что вызывают сомнения будущая трасса ВСМ и вокзал для высокоскоростных поездов. «Непонятно, где будет проходить железная дорога, как будут проработаны подъезды к вокзалу, куда пойдет весь транспортный поток», - перечислил он претензии. В ответ специалисты НИПЦ Генплана утверждали, что по поводу ВСМ и вокзала пока ни о каких решениях неизвестно, эти объекты потребуют отдельного проекта, а квартал Московской-Товарной спланирован независимо от всей будущей железнодорожной инфраструктуры. После долгих споров заявку удовлетворили, «за» проголосовало 16 человек, «против» - 7.
Но на этом обсуждение ВСМ не закончилось. ОАО «Скоростные магистрали РЖД» подало еще одну заявку на изменение назначения сразу нескольких участков вдоль существующих железнодорожных путей. «Вначале они подали заявку, - сообщила присутствующим Киселева. – Но затем, во время встречи губернатора с президентом РЖД, была достигнута новая договоренность. Мы сняли заявку, железная дорога должна была предоставить нам документы, но мы так ничего и не получили. И пока никаких правок в Генплан внести не можем, потому что не знаем, чего хотел заявитель». Вопрос сняли с обсуждения.
Стоит отметить, что комиссия вполне подтвердила обещания губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, который в первый же день после выхода из отпуска пообещал «бережное отношение к зеленым насаждениям»: http://www.fontanka.ru/2012/09/18/078/ . «Давайте договоримся, что ни скверы, ни зеленые насаждения без лишней надобности использовать не будем», - заявил он на заседании правительства, обращаясь к Юлии Киселевой.
Не повезло только Таврическому саду. КГИОП направил заявку с просьбой «восстановить в правах» участок, выведенный из состава памятника на основании экспертизы мастерской Татьяны Славиной, и признать его не зоной деловой застройки, а историческим озеленением. «Просьба понятна и правильна, но ведь объекты-то уже построены», - заметил по поводу просьбы комитета Метельский, и, несмотря на слабые протесты Алексея Ковалева, эту корректировку отклонили.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"