Городские власти намерены вернуть себе помещения в историческом здании Дома Зингера и уже сделали первый шаг по этому пути. Предпринятые меры помогут, по мнению Смольного, спасти «умирающее» предприятие — государственный «Дом книги», да и вообще — поднимут книжную торговлю в культурной столице на недосягаемую доселе высоту. Однако ведущая книжную торговлю структура ПАН 21 августа письмо из Смольного с требованием «подвинуться» принимать отказалась.
Комитет по управлению государственным имуществом направил в адрес руководства ОАО «Зингер» официальное уведомление. Городские власти напоминают о том, что в договоре аренды помещений по адресу: Невский проспект, дом 28, прописано обязательство передать на правах субаренды городу помещения площадью 4,106 тысячи квадратных метров на срок до 2047 года. И сообщают о том, что хотели бы воспользоваться своим правом, поэтому просят выполнить условия арендного соглашения и предоставить эти площади книжному магазину ОАО «Дом книги». Если в течение месяца арендатор не исполнит свои обязательства, то КУГИ намерен обратиться в суд.
С аналогичным письмом обратилась к ОАО «Зингер» и директор недавно созданного ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги» Любовь Невская. Письма первоначально планировалось направить по почте, но затем отправители передумали и решили вручить их лично. Торжественная передача обращений должна была состояться на Невском, 28, в 14 часов 21 августа.
Эти действия, заявленные еще 17 августа, должны помочь «реанимировать» обанкротившееся городское предприятие «ТФ «СПб Дом книги», которое теперь сменило название на ООО «Дом книги». На следующем этапе оживут и принадлежащие этой сети 10 магазинов в разных районах города — сейчас они закрыты из-за банкротства предприятия. В дальнейшем, как уверены городские власти, будут созданы еще 10 новых книготорговых точек, да и вообще книжная торговля в городе оживет, и этот бизнес, находящийся на грани убыточного, превратится в процветающий.
Впрочем, торжественности не получилось. У генерального директора ОАО «Торговая фирма «Дом книги» Любови Невской просто отказались принять эти письма — на том основании, что их попытались вручить частным порядком. «Нас попросили отправить документы по почте, - пояснила она. - Что мы сегодня же и сделаем. С уведомлением о вручении».
Дом Зингера находится в долгосрочной (на 49 лет) аренде у Петербургского агентства недвижимости (ПАН). И для этой компании все происходящее оказалось полной неожиданностью. «Мы не получали никакого уведомления, - буквально за час до торжественного мероприятия по передаче писем сообщили «Фонтанке» в юридической службе ПАНа. - Все, что обсуждается сейчас в СМИ вокруг Дома Зингера, происходит без нашего участия».
Просьба городских властей освободить для передачи ОАО «Торговая фирма «Дом книги» часть помещений тоже вызвала легкое удивление. «Право субаренды ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги» на 4 тысячи квадратных метров в этом здании было реализовано. В 2006 году это предприятие добровольно отказалось от помещения на Невском проспекте, 28», - прокомментировали в ПАНе. Впрочем, в КУГИ не видят никаких неустранимых противоречий в этих обстоятельствах. В комитете подтвердили, что в 2006 году город действительно отказался от помещений в Доме Зингера, но при этом напомнили о том, что право на них сохраняется в течение ближайших 35 лет.
Стоит отметить, что, по данным на сайте ПАН, общая площадь дома 28 по Невскому проспекту составляет около 8700 квадратных метров. Около 3000 метров (в двух нижних этажах и цоколе) отвели под книжную торговлю, на долю других возможных арендаторов бизнес-центра приходится около 4600 «квадратов». Очевидно, что на мирный «раздел имущества», при котором обе стороны сохранят свою выгоду, в этой ситуации надеяться трудно.
Напомним, запутанная история Дома книги началась еще в 1999 году. По решению губернатора Владимира Яковлева Дом Зингера был передан Петербургскому агентству недвижимости в долгосрочную аренду. Компания обязалась реконструировать здание и приспособить его для современного использования — создать в нем бизнес-центр. Обязательным условием было сохранение хотя бы в части здания книжной торговли. До 2003 года эти помещения занимал городской Дом книги, получивший название ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги».
Ремонтные работы начались в 2003 году. На время реконструкции книжный магазин переехал с Невского, 28, в другие помещения — на Невском проспекте, 62, - с тем чтобы через три года вернуться обратно. Для гарантии Валентина Матвиенко, в то время полпред президента в СЗФО, порекомендовала городским властям создать «Красную книгу символов Петербурга» и включить в нее книжный магазин в Доме Зингера, поскольку «он существовал здесь с 1919 года».
Однако в 2006 году стало известно, что обещания городских властей расходятся с планами инвестора. Площади «Дома книги» предполагалось сократить до небольшого отдела. «Книжная торговля не способна выдержать рыночную ставку аренды, однако ее присутствие в здании является условием города», — комментировали ситуацию источники, знакомые с проектом.
Тем не менее по настоянию городских властей книжную торговлю на Невском, 28, все-таки сохранили. Правда, своеобразно. В ноябре 2006 года, когда Дом Зингера наконец открылся после реставрации, на трех этажах этого здания расположился Дом книги. Однако буквально через две недели после открытия выяснилось, что на чеках книжного магазина стоит надпись «ООО «Санкт-Петербургский дом книги», то есть помещения в Доме Зингера занимает компания, принадлежащая ПАНу, а городская книготорговая фирма по-прежнему «сидит» на Невском, 62. Поначалу в Смольном уверяли, что это «техническая ошибка» и все договоренности с инвестором достигнуты. «В налоговых органах Петербурга как раз проходит регистрацию соглашение между городом и ПАНом о том, чтобы передать оборудование обратно на баланс городского Дома книги. Однако до того момента, пока соглашение не зарегистрируют официально, книги и кассовые аппараты так и будут числиться за частной компанией и нести на себе ее бренд», - объясняла вице-губернатор Алла Манилова.
Однако в феврале 2007 года выяснилось, что вопрос о допэмиссии акций принадлежащего городу ОАО «Торговая фирма Санкт-Петербургский дом книги» даже не выносился на рассмотрение совета директоров компании. Об этом заявил входящий в совет директоров зампред главы КУГИ Олег Ляпустин. Обсуждение деталей процедуры допэмиссии растянулось на год, а в феврале 2008 года в принадлежащем городу книжном магазине появился новый генеральный директор. Возглавившего книжную сеть в 2005 году вице-президента московского издательского холдинга ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» Игоря Дудукина сменила Елена Меньшикова, заместитель гендиректора по финансам «Управляющей компании ПАН-ТРАСТ» - одной из компаний холдинга, в который входит и ПАН. Впрочем, в Смольном заверяли, что переговоры о допэмиссии по-прежнему ведутся, и городской Дом книги обязательно вернется на старое место, после того как ПАН войдет в её капитал.
Но летом 2008 года ОАО «Торговая фирма Санкт-Петербургский дом книги» лишилась и своего временного пристанища — книжный магазин на Невском, 62, решено было закрыть. В Смольном сочли, что «держать» два Дома книги на Невском проспекте нецелесообразно. Предполагалось, что магазин наконец вернется «к себе домой» - в Дом Зингера и будет мирно сосуществовать вместе с частным предприятием с похожим названием. Однако этого не произошло, и бывший городской Дом книги некоторое время существовал только в виде 11 своих филиалов в разных районах города.
В 2011 году ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский дом книги» оказалась под угрозой банкротства. С соответствующими исками в Арбитражный суд обратились ООО «Северо-Западное книготорговое объединение» и ООО «Меркурий». Как объяснили «Фонтанке» в «Северо-Западном книготорговом объединении», компания уже несколько лет не может взыскать с ТФ «Дом книги» несколько миллионов рублей, и иск о банкротстве – это единственная возможная мера в такой ситуации. Впрочем, в комитете по печати объяснили, что трубить тревогу рано, закрывать магазины город не собирается, а на совете директоров «ТФ «Санкт-Петербурсгкий дом книги», который состоялся в мае 2011 года, было решено вернуть городской структуре прежние позиции, в том числе занять здание Дома Зингера на Невском проспекте. В 2012 году все филиалы Дома книги закрылись.
О конкретных планах спасения городской книготорговой сети стало известно только в июле 2012 года. Председатель комитета по печати Александр Лобков заявил СМИ, что Смольный намерен подписать с инвестором соглашение о передаче 49% акций предприятия частному капиталу. Взамен тот обязуется погасить все долги обанкротившегося городского предприятия. Развитием книготорговли решила заняться структура, близкая к главе азербайджанской диаспоры в Петербурге - бизнесмену Вагифу Мамишеву. Для заключения контракта с городом было создано ООО «Дом книги». Единственной владелицей предприятия значилась Лейла Мамишева, племянница бизнесмена и советника губернатора Вагифа Мамишева. Соглашение, по которому эта компания обязалась погасить в течение года задолженность на сумму 176 миллионов рублей и вложить еще около 500 миллионов в дальнейшее развитие книжной торговли, подписали 16 августа. Тогда же стало известно и о намерениях Смольного вернуть прежнему Дому книги площади в Доме Зингера.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"