Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес ЛЭК в кольце атак

ЛЭК в кольце атак

549

ЛЭК сменил имя на Л1 и вызвал на себя волну «черного пиара». В компании говорят, что за два месяца на них совершили сразу четыре пиар-атаки. Теперь уже в Л1 считают, что их пытаются задушить конкуренты и традиционно винят во всех событиях одного из бывших владельцев холдинга Андрея Рогачева. Профессиональные пиарщики в ответ пожимают плечами, называют акции против ЛЭКа кустарными и предполагают, что таким образом уставшие от ожиданий дольщики пытаются вернуть свои деньги.

В редакцию «Фонтанки» поступило письмо от директора по развитию компании Л1 (до недавнего времени — ЛЭК) Надежды Калашниковой, в котором изложены нападки на компанию, совершенные в последнее время. Она просит провести журналистское расследование и выяснить, кто заинтересован в волне «черного пиара», обрушившейся на этого застройщика. Факты, перечисленные в письме, действительно выглядят странно.

О название пачкаться не хотят

За два неполных месяца (ноябрь-декабрь) ЛЭК четыре раза подвергался атакам неизвестных пиарщиков. «Мы объявили о том, что выходим на IPO и меняем название, но на следующий же день в СМИ была разослана информация, что смена названия происходит потому, что новый владелец торгового знака ЛЭК - сейшельская компания «Аллен Маркетинг ltd.» пришла к выводу, что им невыгодно продолжать отношения с петербургской компанией», - говорится в письме.

Однако, как сообщается дальше, компания Л1 «и не скрывала, что действие лицензионного соглашения на товарный знак «ЛЭК» закончилось». Даже наоборот — оказывается, смена названия была запланирована еще в 2007 году, когда впервые возникла тема IPO.

«Инвестбанкиры посоветовали это сделать в первую очередь из-за неблагозвучного звучания слова «лэк» по-английски», - объясняет Калашникова и добавляет: «Это при выходе на западные биржи было нежелательным».

К сожалению, директорат экс-ЛЭКа не разъяснил, какие ассоциации вызывает это слово у англоговорящих партнеров. Впрочем, lack переводится с английского как «нехватка, нужда, отсутствие» (если речь идет о существительном), и как «испытывать недостаток, недоставать». Так что пожелания «инвестбанкиров» вполне понятны, и опасения англоязычных партнеров и клиентов — тоже. Непонятным остался запущенный в массы слух о причине перемены названия.

Яхта для Павла Андреева

Через неделю, 23 ноября, от группы «Обманутые дольщики», зарегистрированной в одной из соцсетей, в СМИ был разослан релиз о том, что готовится не разрешенная акция — по Невскому от площади Восстания до офиса ЛЭКа дети дольщиков пронесут 10-метровую бумажную модель яхты. «Она будет являться посланием, которое передадут руководству ЛЭК с предложением поменять картонную яхту на настоящую. А настоящую продадут и передадут деньги на завершение строительства жилых комплексов», - сообщалось в пресс-релизе. Понести «послание» должна была группа из 100 человек.

«24 ноября состоялась эта акция, участники которой лишь успели сгрузить картонный макет с грузовика на тротуар улицы Маяковского, как были остановлены сотрудниками полиции, заблаговременно появившимися у офиса компании», - рассказывается в письме-жалобе Л1, однако почему стражи порядка проявили такую бдительность и оказались у офиса компании заблаговременно, не уточняется.

Участники акции были задержаны (тоже не очень понятно, на каком основании — гулять с моделями кораблей по городу до сих пор никому не возбранялось) и получили достойный информационный повод для дальнейших нападок на компанию. Сцены разгона участников «яхтенного шествия» были засняты и выложены в Сеть.

«Они согнали ОМОН и милицию в количестве, сопоставимым с тем, которое разгоняет марши несогласных, - сообщили «носители яхты» в следующем пресс-релизе, разосланном от имени обманутых дольщиков. - ЛЭК решил показать, как он на самом деле относится к своим клиентам. Проходившие мимо прохожие свидетельствуют, что милиция спрашивала, кто они, и говорила - уходите отсюда, иначе больно будет. То есть, ЛЭК бьет и будет бить не согласных с его системой работы».

Ищем неподкупных журналистов!

Правда, эта история практически не заинтересовала петербургские СМИ. И на свет появился новый пресс-релиз: «ЛЭК начал блокировку СМИ - ваш шанс раздуть рекламный бюджет. Уважаемые журналисты, если у вас недостаточный рекламный бюджет, сейчас вы имеете прекрасную возможность его очень сильно увеличить. Все, что для этого вам надо сделать - опубликовать нижеследующий релиз. Очень скоро ЛЭК позвонит вам и станет вашим щедрым рекламодателем». «Если после публикации релиза ЛЭК вам не предлагает щедрые рекламные бюджеты сам, позвоните в его отдел рекламы и дайте им ссылку на вашу статью», - советовали авторы и завершали неожиданным утверждением: «По завтрашней акции мы сможем увидеть честных и объективных неподкупных журналистов».

Неизвестно, последовал ли кто-нибудь этим советам, но имена «честных и неподкупных журналистов» широкой публике так и не были названы. А 8 декабря в редакцию «Фонтанки» поступила рассылка от имени пресс-службы уже несуществующей компании - «Ассоциация по сносу зданий и сооружений» сообщала о том, что получила крупный контракт на демонтаж недостроенного комплекса «Лондон-парк», одного из самых скандальных объектов ЛЭКа.

«Фонтанка» обратилась за разъяснениями к Игорю Тупальскому, генеральному директору ГК «Размах», в который еще полгода назад была преобразована «Ассоциация по сносу зданий и сооружений». Ответ был вполне ожидаемым — ни о каком заказе глава компании не слышал.

«Я бы назвал это письмо черным пиаром, - добавил Тупальский. - Но уж как-то слишком топорно и очень непрофессионально сработано — авторы даже не потрудились узнать наше новое название».

Профессионалы так не работают

С просьбой проанализировать происходящее «Фонтанка» обратилась к признанному специалисту в области нестандартных пиар-акций Антону Вуйме, главе PR-агентства «Духовное наследие». Для «разбора полетов» была выбрана акция с яхтой на Невском проспекте — как единственная, которая вызвала хоть какой-то резонанс и могла претендовать на свершившееся событие.

По оценкам Вуймы, приблизительный бюджет этой акции составляет не больше 100 тысяч рублей. «Яхта сделана из каких-то картинок. Да и несет ее молодежь, которая за свой труд потребует немного, - объяснил он. - Возникает вопрос — кто может заплатить 100 тысяч рублей за акцию против ЛЭКа?». По его версии, заказчиком может выступить либо недовольный кредитор, либо дольщик, который устал ждать свою квартиру.

“Я знаю одну подобную акцию, которую заказывали против другой строительной компании, - рассказывает Вуйма. - Заказчиком был человек, которому строители задолжали 2 миллиона рублей. Так как сразу же после акции ему их заплатили, то все окупилось. Идти таким путем получается дешевле и быстрее, чем решать вопросы через суд”.

“Поэтому вероятный заказчик - это какой-либо их партнер, субподрядчик или поставщик оборудования, - полагает эксперт. - Так как, судя по публикациям в СМИ, у ЛЭКа есть кредиторы в лице Сбербанка и других крупных компаний, то, возможно, также есть и какие-либо кредиторы среди поставщиков”.

По второй версии, заказчиком может быть недовольный клиент. «ЛЭК все-таки продает довольно много очень дорогих квартир, - рассуждает Вуйма. - При цене за квартиру в 10 миллионов рублей, я думаю, клиент может потратить 100 тысяч на организацию митинга. А недоволен клиент может быть самыми разными вещами - от задержки в строительстве (что часто в России практикуют строительные компании) до оформления каких-либо документов или низкого качества работ».

«Причем, судя по тому, что акции не продолжаются, ЛЭК все-таки договорился с этими господами о чем-то, и они получили свое”, - добавляет он.

Вызывают у эксперта сомнения и исполнители акции. «Мне кажется, что это все же не дольщики ЛЭКа и не их дети, как там написано, - комментирует Вуйма. - Дольщики ЛЭКа – это две аудитории: небогатые покупатели студий и богатые клиенты для больших квартир. Первые никогда не пойдут на такой митинг, так как боятся поругаться с ЛЭКом и вообще боятся митинговать, и уж тем более - не пошлют туда своих детей. А вторые - достаточно богаты, чтобы не ходить самим, а нанять кого-то для этого”.

“Сама аудитория напоминает активистов предвыборных штабов, - замечает Вуйма. - И, возможно, в одном из них и была завербована: во время выборов было много активистов на улицах, и нанять массовку не составляло труда даже для дилетанта». «Ну, и сама концепция не выдерживает критики - при чем тут яхта и строительная компания? Если директор действительно имеет яхту, значит - компания богатая и стабильная, и может отвечать перед кредиторами на огромные суммы. И это только делает ЛЭКу бесплатную рекламу, компания должна авторов акции только поблагодарить”, - окончательно «добивает» он замысел неизвестных пиарщиков.

«Профессионалы бы сделали иначе, - провел в заключение Вуйма мастер-класс по черному пиару. - Например, можно было бы устроить одиночный пикет около офиса ЛЭКа с лозунгом «Вы раздели меня догола». И пикетировал бы компанию обнаженный дольщик». «Причем профессионалы бы купили небольшую квартиру-студию и действительно оформили бы ее на этого парня, - добавляет эксперт. - Можно было бы еще придумать доказательства, что директор этой компании оплачивал агитации против Путина в Интернете, оправдывая деньги международного кредитора... А то, что сделали эти ребятишки — это просто смешно и работает только на руку компании ЛЭК».

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34