Классика во всем: цирк-шапито ближе к окраине города, земляной пол, клоуны на входе, катание на лошадях для самых маленьких, разнообразные "радости". От сладкой ваты до светящихся в темноте игрушек. Все, что создает ощущение цирка родом из детства, - это проходящий в рамках года "Турку - культурная столица Европы" цирковой фестиваль. На гала-вечере побывал корреспондент "Фонтанки.fi".
Вместо стандартного выхода на арену конферансье из темноты появляется представитель забытого в России жанра - художественного свиста. Выводя трели, он "разогревает" публику перед выходом пары ведущих. К слову, весьма театрально одетых в гипертрофированные костюмы начала прошлого века.
Ничего совершенно неожиданного на арене не происходит. Канатоходец, дрессированные собачки, акробаты, обыкновенные ужимки клоунов. За исключением деталей. И именно в них заключается новаторство будущего, по мнению представителей финской цирковой школы.
Несмотря на то что цирк считается развлечением для детей, большое количество номеров ориентировано на взрослых. Для детей они могут показаться не более чем забавными, но достаточно бессмысленными сценками. Юмор, нередко балансирующий на грани пошлости, но эту черту не пересекающий.
Собачки, прыгающие через обруч, тоже далеко не "классические" уморительные болонки. На арене - лохматые дворняги, которых финские дети воспринимают даже с большей нежностью. Акробаты не все затянуты в расшитые блестками трико. Финские акробаты могут оказаться весьма суровыми. Больше похожими на мрачных готов в черной коже. Теми, кому менее всего, казалось бы, место под софитами.
Лошади и наездники тоже не проехали мимо финской арены. Для русского глаза и уха их выступление - безумный микс. Актеры похожи на казахов, а вот музыкальное сопровождение и некоторые характерные жесты - совершенно кавказские. Может быть - новаторство. Вероятно - надежда на то, что для местных зрителей ритмичная, зажигательная музыка не будет иметь столь очевидных контрастов и входить в диссонанс с "картинкой".
Финал у шоу - совершенно "финский". После представления буквально всех цирковых жанров клоун появляется с короткой антрепризой. Он уже в хоккейной форме, каске и с клюшкой. Пока же он общается со зрителями в зале, на арену выходят все артисты, также облаченные в хоккейную форму (возможно, отсылка к победе Финляндии на Чемпионате мира). Недавние воздушные акробатки и наездница - девушки-черлидеры с разноцветными помпонами в руках. Выход зал встречает бурными аплодисментами и топотом. Таким, что кажется, шапито вот-вот рассыплется на части.
Единственным, что так и осталось загадкой, разгадать которую не смогла даже преподаватель местного факультета циркового искусства, был номер, исполненный под куполом цирка. Более 10 минут артистка провела вниз головой, при этом она не просто "летала" на страховке, она в буквальном смысле шагала по воображаемому полу, перевернувшемуся вверх дном. Мало того, что она находилась в весьма неожиданном "ракурсе", она еще и умудрялась жонглировать, играть в мяч, отбивая его от "пола" над головой. Что это - невидимая страховка или магниты - ошарашенные зрители так и не узнали.