Концерт-трибьют Майку Науменко в этом году прошел не в день его рождения, а в день смерти - 27 августа. Говорят, сам Майк траурных мероприятий не любил, а потому в ДК им. Ленсовета старались веселиться и называли вечер «20 лет с Майком». Впрочем, нередко в течение вечера у автора этих строк возникал вопрос: какое отношение все это веселье имеет к выдающемуся рок-музыканту?
Лидер группы «Зоопарк» Майк Науменко сочинил песни, который можно назвать «нашими стандартами» - их исполняют теперь как классику русского рок-н-ролла (ни у одного героя 80-х нет такого количества альбомов, в которых перепевают его вещи). Он же, по сути, перевел (в буквальном смысле – пользуясь наработками Боба Дилана, Лу Рида, Марка Болана, Дэвида Боуи) западную поэзию на родной язык, заставил певцов выражаться не бардовскими штампами, а сленгом улиц. Науменко погиб на рубеже двух эпох, его странная смерть (от кровоизлияния в мозг в результате перелома основания черепа – травмы, полученной при невыясненных обстоятельствах) прошла почти незамеченной на фоне первых недель после августовского путча – неизвестно, как человек, живший в своем мире рок-звезды, пережил бы нынешние времена…
Часть средств от продажи билетов должна быть перечислена в фонд помощи онкологическим больным, а также пущена на уход за могилой Науменко на Волковском кладбище (она выглядит довольно прилично, но, как минимум, постоянная уборка там бы не помешала). Правда, учитывая полупустой, увы, зал, надеяться на серьезный доход не стоит – состав групп-участников, почти каждая из которой обладает солидной фанатской базой, не обеспечил особой популярности концерту, а стало быть и сборов.
Старт не обещал ничего хорошего. Уже в самом начале концерта часть публики находилась в превеселом состоянии – не сидела, а практически возлежала в партере. Однако, первый эпизод дал некоторую надежду на качественный вечер. Действо открывал Александр Донских фон Романов, бэк-вокалист «Зоопарка», и пел он под рояль неожиданные, медленные вещи – «Марию», «Иллюзию», а также переаранжированные электронной группой «Новые композиторы» песню «Прощай, детка, прощай». Донских издал недавно книгу-биографию «Призраки Города N». А в апреле этого года представил сцены из готовящейся одноименной блюз-оперы на песни Науменко, и состав труппы - весьма интересен: один из барабанщиков «Аквариума» Евгений Губерман, бывший танцор «Аукцыона» Владимир Весёлкин, лишившийся несколько лет назад ноги, художник Кирилл Миллер, Модный дом Наташи Пивоваровой, лидер «Simba vibration» Серафим Макангила.
Но про оперу – это к слову. А что до концерта, то достойной истории все же не вышло.
Новые герои русского рока, которые начали проявлять себя уже после смерти Майка, зачастую откровенно халтурили. Группа «Пилот» сделала один кавер, наиболее простой - «Я люблю буги-вуги». А закончила почему-то цоевской «Когда-то ты был битником». Заполнив остальное время собственными наработками с очевидным гитарного перегрузом, в паузах Илья Черт и его товарищи карикатурно пили портвейн, неожиданно придя к мысли, что именно Науменко научил употреблять этот напиток весь Питер. Из зала кричали: «Позор!». «Кукрыниксы», правда, были уже более ответственны – сделали «Медленный поезд» и «Я живу в Зоопарке» в привычной для себя мрачной манере.
Проще всего было тем, кто не заработал себе имя в радиоэфирах - «Jungle Jam»: вокалистка Мария Рубановская пела, хищно извивалась и играла на губной гармонике, в то время как группа честно выполняла свою работу, не впадая в угар. Команда выдала две песни Майка – тяжелую «Позвони мне рано утром» и томную «Сегодня ночью».
А вот ветераны рубили сурово и по делу. «Разные люди» сами в этом году почувствовали, что такое сила благотворительности: их лидер Александр Чернецкий через Интернет попросил помощи – ему была нужна новая операция, чтобы продолжать бороться с болезнью Бехтерева. В сете «Разных людей» была только одна чужая песня – уже привычная по прошлым трибьютам отповедь шпане «Гопники». Но сам настрой, что надо жить, несмотря ни на что, очень подходил этому вечеру.
И все же один только «По БАРАБанУ band», возглавляемый бывшим ударником «Секрета» Алексеем Мурашовым, показал, что такое выступление-посвящение в чистом виде. Три песни, все – кавера, «Здесь нас никто не любит», «Я люблю буги-вуги» и «D.K. Dance», причем две сделаны в классической «секретовской» аранжировке. Остальным жанр концерта-трибьюта, который требует элементарно отдать дань – памяти, благодарности, уважения, главному персонажу вечера, - оказался далеко не близок. Одни, выходя на сцену, невольно принимались рекламировать себя, другие попросту отнеслись к акции спустя рукава.
…И вечер так и мог бы закончиться вальяжными «Кирпичами», которые остановились на бесхребетном «Blues De Moscow 2», «Утре вдвоем», «D.K. Dance» (а между тем именно «Кирпичи» были названы рок-критиком Андреем Бурлакой «Зоопарком 90-х»).Но внезапно случилось обыкновенное чудо, подтвердившее, что концерт этот был нужен и уместен и герой трибьюта более, чем достоин: на сцене собрался случайный состав и спел «Лето» - немного нескладно, но с чувством. Тут все как-то совпало: и один из последних теплых августовских дней, и питерская меланхолия, и горечь разочарования и утраты, и какая-то щемящая тоска, возникшая когда дело дошло до строк о том, что «скоро прилетит комета, и что тогда мы все умрем».
Радиф Кашапов,
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-мл.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»