Спустя восемь лет после окончания саги о детях-шпионах Роберт Родригес кинул вдогонку франшизе еще один фильм. «Дети шпионов 3» были мотивированы появлением формата 3D, а вот новый фильм рекламируется как призванный покорить невиданные горизонты восприятия при помощи «четвертого измерения» - правда, воздействуя пока всего лишь на обоняние.
Главные герои – это снова мальчик и девочка, только теперь не Кармен и Джуни Кортез, а Сесил и Ребекка Уилсон. Пожалуй, других различий между детьми не отыскать: все та же поза «руки в боки» у старшей сестры, все та же флегматичность у младшего брата. А вот знойного Антонио Бандераса в роли папаши-шпиона нам больше не видать: в семье Уилсонов этим ремеслом заведует беременная мачеха (Джессика Альба) с редким именем Марисса. И пока она, в трехминутных перерывах между предродовыми схватками играючи обезвреживает злодея, отец семейства (Джоэль МакХейл), ни о чем не подозревая, сочиняет очередной сюжет для авторского шоу «Охотник на шпионов».
Помимо свежей сюжетной коллизии «молодая мачеха-шпионка - приемные дети», неожиданностей мало. Молодняк примеряет на себя на сей раз не такие уж и хитрые шпионские гаджеты, семейство сообща одолеет главного негодяя, а в конце выясняется, что проводить время с близкими – это и есть самое главное. И даже образ злодея связан с этой немудреной идеей.
Роберт Родригес уже далеко не в первый раз мастерит «детское» кино. «Бэдхед», «Приключения Шаркбоя и Лавы», «Камень желаний» - все это его авторские проекты, не обделенные оригинальностью и режиссерской сноровкой. Ну кто еще, кроме Родригеса, уделит целых пять минут экранного времени процессу очистки брекет-системы десятилетним героем. Но в «Детях шпионов 4» все как-то менее задорно. Тут детворе предлагают посмеяться над тем, что кого-то тошнит или кто-то испортил воздух. Есть еще, правда, говорящая механическая дворняжка – но кого теперь этим удивишь? Спецэффекты вообще застряли где-то на уровне 2003 года, и не слишком-то соответствуют сюжетному размаху.
Рекламная компания обещает «аромаскоп» и новые технические возможности, а на деле зрители получают нечто наподобие странички из каталога духов, только букеты «парфюмов» складываются из запахов едкого химического вещества, принтерной краски и глянцевой бумаги. Хваленая «технология 4D» заключается в том, что от зрителя требуется тереть разные части странички по время указанных эпизодов фильма. Разыскивая эти части в темноте, не успеваешь следить за сюжетом. Только сосредоточишься на экране – на нем уже назойливо помаргивает цифра «3», а попробуй, разыщи ее без индивидуального фонарика. Но даже тех, у кого получится точно выполнить задачу, все равно ожидает разочарование, ибо запахи «1» и «2» настолько мощно источаются из картона, что забивают все последующие.
Между тем, мировой кинематограф может отпраздновать рождение нового выразительного средства. Пока такого же несовершенного, как некогда звук и цвет, но, вполне возможно, что недалек тот день, когда публика кинотеатров будет в едином вздохе обонять арома-ауру фильма, выверенную специально приглашенным на кинопроизводство парфюмером. В едином движении наклоняться в кресле влево и вправо в момент, задуманный режиссером, в едином волнении осязать шероховатую или склизкую поверхность одновременно с соответствующим видеорядом. Лиха беда начало.
Анастасия Соловьева,
«Фонтанка.ру»
Фотографии: "Централ Партнершип"