Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Смерть в Венеции не осталась без награды (фото)

Смерть в Венеции не осталась без награды (фото)

1 267

«Золотых львов» Венецианской биеннале получили немец, стоявший перед лицом смерти, американец, размышляющий о мимолетности жизни, и высокотехнологичный англичанин.

Вообще-то награды Венецианская биеннале могла бы и не раздавать. Она сама по себе – главное мировое событие в области современного искусства, и уже участвовать в ней – для художника главный профессиональный триумф и пик карьеры. Тем не менее награды у биеннале имеются: как и у Венецианского кинофестиваля, это «Золотые львы». Каждая биеннале вручает по символу Венеции – крылатому льву святого Марка – лучшему художнику, лучшему национальному павильону и лучшему молодому художнику. Кроме того, присуждается «Лев» и за заслуги: за вклад в мировое искусство в целом. Денежного эквивалента у премии нет – только почет и уважение.

В этому году оргкомитет внес в регламент изменения, сильно разозлив художественных критиков. Дело в том, что первые три дня биеннале работает в закрытом режиме – только для аккредитованных специалистов и журналистов. На четвертый день происходит официальное открытие для широкой публики. Обычно имена лауреатов «Золотых львов» назывались в один из первых трех дней, так что журналисты могли оперативно сфотографировать или снять на камеру победителей, взять у них интервью и вообще сделать всё, что положено делать с триумфаторами. В этом году президент биеннале Паоло Баррата заявил: хватит элитарности, даешь демократию, лауреатов объявят уже после открытия «для всех», чтобы широкая публика не чувствовала себя отделенной от закулисных игр арт-элиты. Элита поджала губки, а журналисты негодовали: к моменту «общего» открытия большинство из них уже должно было вернуться домой из командировки. Но регламент есть регламент.



Заранее было известно, лишь кому достанутся почетные призы за выдающийся вклад в искусство. Международное жюри в этот раз присудило не одного, а двух почетных «Львов» – американской художнице Элен Стюртевант и австрийскому скульптору Францу Весту. С работами Франца Веста, кстати, сейчас можно ознакомиться в Москве: он участвует в выставке «Австрия, давай!» в Музее архитектуры им. Щусева. Для биеннале Франц Вест подготовил целый зал. Это была отдельная интрига – куратор основного выставочного проекта Биче Куригер не только сделала, как и положено, «свою» выставку, но и пригласила несколько именитых художников, чтобы каждый представил кураторский мини-проект, пользуясь полной свободой действий. Так вот, Франц Вест в своем зале воспроизвел интерьер собственной мастерской – с верстаками, инструментами, старой мебелью, чайником на столе, и... картинами чуть ли не полусотни европейских художников, которые и правда украшают стены вестовского «гнездышка». Тем самым Вест сделал остроумный и ироничный шаг: как ни крути, а он протащил на главное мировое художественное событие почти пятьдесят рядовых художников, которые о подобном витке своей карьеры и думать не могли.

Однако главную интригу составляли награды «по итогам» выставки – тем более что среди национальных павильонов было много сильных и интересных, так что побороться за звание самого-самого было кому. Итак, лучшим национальным павильоном 2011 года был признан павильон Германии. Он был, пожалуй, действительно самым впечатляющим. Германию в этом году представлял художник и кинорежиссер Кристоф Шлингензиф – представлял посмертно: он умер от рака легких за полгода до открытия международного арт-форума. Когда Шлингензифа выбрали для участия в биеннале, он был уже смертельно болен. Он знал, что обречен. Ему было всего 49. Он боялся смерти. Его последняя инсталляция посвящена одновременно и судьбе Германии, и сущности искусства, но главный мотив в ней – это размышление о хрупкости человеческой жизни, сделанное на самом ее краю.

Тут еще надо понимать, кто такой Шлингензиф. Он был крайне неудобной фигурой. Идеи били из Шлингензифа фонтаном, он что угодно превращал в огромный водоворот образов, символов и эмоций. Он ставил оперы Вагнера, совмещая их с ритуалами вуду и эпатажными видеофильмами. Он устраивал перформансы в церквях и официальных конторах. Для него процесс всегда был важнее результата, за это его любили и ненавидели. Он не вписывался ни в искусство, ни в музыку, ни в кино, ни в театр – он вечно пытался объединить их всех, перемешать, да еще добавить живой жизни.

Кристоф Шлингензиф. Павильон Германии



Павильон Германии на Венецианской биеннале, сделанный Шлингензифом (точнее, уже воспроизведенный по его эскизам), ошарашивает. Вы входите в здание павильона, где привыкли (если вы на биеннале не впервые) видеть корректный выставочный зал с белыми стенами, а попадаете в католический храм. Со всеми атрибутами: полумрак, витражи, скамейки для прихожан, алтарь... Правда, на алтаре стоят «символы веры» немецкого искусства ХХ века – от чучела зайца из знаменитого перформанса Йозефа Бойса до манекена, пришедшего из работ Йонатана Меезе. Еще там стоит больничная кровать с монитором, регистрирующим биение сердца пациента. А вокруг – экраны в несколько рядов. На них проецируются видеофильмы Шлингензифа, посвященные европейскому художественному движению Fluxus, которое своим развеселым безумием было художнику ближе всего. И на отдельном экране – фильм-исповедь, в котором Шлингензиф бесконечно пытается договориться, достучаться до смерти, то оправдываясь («Почему я? Я даже не курил...»), то стараясь нащупать рубеж между жизнью и ее концом, осознать себя на этом рубеже. Но проект в немецком павильоне – не только личные разборки художника со своей жизнью, болезнью и скорой смертью. Ему удалось обрушить на зрителя всю мощь философского вопроса о жизни и смерти в целом – и еще чуть-чуть проблем искусства и немецкой истории.

Кристиан Марклей «Часы»



Ту же тему мимолетности жизни, только в гораздо более мягком варианте – еще бы, здесь-то автор жив-здоров, – исследует в своей видеоинсталляции «Часы» обладатель «Золотого льва» лучшему художнику американец Кристиан Марклей. Марклей сделал видеоряд на целых 24 часа: он кропотливо подбирал и склеивал кадры из видео и кинофильмов, где на экране есть часы. Работа Марклея ювелирна: в какую бы минуту вы ни посмотрели на экран, там часы будут показывать реальное время, точно совпадающее с показаниями ваших наручных часов. Но опознать происхождение кадра почти всегда невозможно: на экране могут быть и случайно попавшие в кадр часы на башне, под которой проходит главный герой всеми забытого фильма, и часы, остановившиеся в Хиросиме в момент взрыва. Историю любого кадра, любого мгновения можно начать раскручивать – и докопаться до трагедий или комедий, человеческих и мировых. Вся инсталляция Марклея – большая и очень изящная иллюстрация к теме бренности жизни и бесконечной значимости каждой ее секунды.

Харун Мирза «Эволюция революции»



«Разбавляет» всю эту тяжелую философскую артиллерию еще один обладатель «Золотого льва» – молодой художник Харун Мирза, араб, живущий и работающий в Великобритании. Мирза сделал довольно веселую (на фоне предыдущих лауреатов) медиаинсталляцию «Эволюция революции», предлагающую зрителям погрузиться в диалог с компьютерами, видео и световыми лучами.

Анна Матвеева,
Венеция – Петербург,
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Венецианской биеннале.

Предыдущие репортажи с Венецианской биеннале читайте здесь и здесь.


О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «
Выставки»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях