Глобальная комиссия ООН предложила легализовать легкие наркотики во всем мире. Члены международной организации уверены, что этот метод наиболее эффективен при борьбе с наркоманией. «Фонтанка» опросила экспертов и выяснила, что инициативу ООН поддерживают далеко не все.
Члены глобальной комиссии ООН (в состав которой входят бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, бывший секретарь НАТО Ксавьер Солана, экс-президенты Мексики, Колумбии, Бразилии (Эрнесто Зедильо, Фернандо Энрике Кардозу и Сесар Гавириа соответственно) и премьер-министр Греции Георгиу Папандреу) пришли к выводу, что использованные ранее методы борьбы с наркоиндустрией не принесли результатов. В подтверждение этому представители международной организации приводят такие цифры: в сравнении с 1998 годом употребление кокаина в мире возросло на 27%.
«Мировая война с наркоторговлей проиграна», - заключают эксперты ООН. Взять реванш, как они считают, можно, легализовав легкие психотропные вещества. «Это будет эффективней, чем дорогостоящая борьба с распространением наркотиков», - говорится в докладе глобальной комиссии.
«Это абсолютно не решит проблему с наркоманией, - считает главный врач Городской наркологической больницы Петербурга Дмитрий Константинов. - Сейчас разрешат марихуану, потом люди захотят попробовать героин и так далее. Это только усугубит и без того сложную ситуацию». По данным ООН, Россия — один из лидеров по числу наркоманов, употребляющих героин. По последним данным ФСКН РФ, ежегодно от этой зависимости умирает более 100 000 человек в возрасте до 30.
Кстати, глава Госнаркоконтроля России назвал доклад комиссии ООН «пиаракцией» по пропаганде психотропных веществ. «Эта кампания прямо или косвенно связана с теми гигантскими доходами, которые оцениваются порядка 800 миллиардов долларов», - рассказал Виктор Иванов РИА Новости.
Критично к идее ООН отнесся и бизнесмен и продюсер группы «Лига ' Лайз», а также отец рэппера Децла Александр Толмацкий. Он сходу заявил корреспонденту «Фонтанки», что выступает против легализации. «Это просто непозволительно, - считает он. - Причем везде, не только в России. Посмотрите, какие страны представляют эти члены комиссии. В этих государствах очень развита наркоиндустрия».
Состав комиссии удивил и телеведущего Владимира Соловьева. «Комиссия ООН предлагает легализовать наркотики. Что они курят?» - написал он в своем твиттере.
Психолог и координатор Молодёжной Службы Безопасности Леонид Армер мнение специалистов ООН также не разделяет. «За вчерашний день мне человек 10, кто был когда-то или на данный момент является волонтёром проектов по наркопрофилактике, сбросили ссылку на данный материал, - рассказал он «Фонтанке». - Честно скажу - глаза на лоб полезли. Ответил ребятам так: «Русские не сдаются». Прекрасно известно, что вслед за легализацией марихуаны следует рост употребления других наркотиков. И это аксиома. Шведы в своё время легализовали и что получили?».
«Мне бы очень не хотелось, чтобы мои дочь, сын или внучка курили бы марихуану, - прокомментировал инициативу ООН актер театра и кино, меценат Андрей Ургант. - Знаю, что очень много людей курят марихуану. Причем, это не только деятели искусства. Такие есть и среди моих знакомых. Некоторые из них вполне спокойно об этом говорят. Я же думаю, что это вредно».
Депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Лебедева мы застигли явно в хорошем настроении. Он так ответил: «Я отношусь к траве плохо. Но надо быть объективным — я же никогда ее не пробовал. Дайте попробовать, может передумаю».
А журналист Александр Невзоров сказал, что желание употреблять наркотики у него отбили еще 40 лет назад. «Очень давно, когда я ездил отдыхать в пионерлагерь, один из старших вожатых сказал, что надо курить ногти, - рассказал он «Фонтанке». - Почему-то он решил, что это наркотик. Рвало потом всех, и после этого я даже не думал о том, чтобы попробовать какое-нибудь психотропное вещество. При этом я не осуждаю тех, кто их употребляет. На мой взгляд, легализация — это всегда хорошо. Любое навязывание мнения со стороны государства или церкви ограничивают свободу человека, и мне такие попытки омерзительны. Не надо вмешиваться в жизни людей. Если человек хочет быть наркоманом, пусть будет и несет за это ответственность».
Заместитель генерального директора «АЖУР» Евгений Вышенков отнесся к инициативе с юмором:
«Уши голландской толерантности начали расти во времена Реформации, родившей будущего г-на капиталиста. Голландцы впрыгнули в эту тему первые. А для буржуа самое важное - это продвижение своего товара. Ничего личного – только бизнес. Поэтому район красных фонарей и марихуана – всего лишь гениальная идея для привлечения туристов. Они создали бренд, а мы покупаем авиабилеты. Это не значит, что если у нас открыть супермаркет имени Боба Марли, то тут же попрут в гости все флаги. Но искать новые грани привлекательности единственного туристического города в России я бы стал и в этой плоскости. Отчего бы, например, на самой узкой в Санкт-Петербурге улице Репина, не продумать пространство для тех же фонарей, тату, художников, coffee shop? Кафе, ночная жизнь, богема, регги, золотая молодежь… Границы территории можно определить по первому и последнему дому. Место забурлит и петербуржцами и гостями от Владивостока до Филадельфии. Противникам наспех можно привести доводы: когда вы бывали в Амстердаме, как часто вы курили? Один, ну два раза, правда? С собой мешок не привезли же. Жителям окрестностей, вставшим на защиту родного Васильевского острова можно объяснить, что их квадратные метры жилья резко подорожают. Толерантность – это не отношение к лесбиянкам и абсенту, а гибкость менталитета. Хотя это все изыски на счет свежего инфоповода, ведь в России пока один «гимн» - ортодокс».
«Когда зашел вопрос о легализации легких наркотиков, я как человек, рожденный в СССР и воспитанный в советской традиции, невольно ужаснулся предложению, - отмечает старший партнер юридической фирмы Pen&Paper Константин Добрынин. - Потом я пару часов подумал и решил, что не все так просто. Дело в том, что легкие наркотики уже легализованы в нашей стране де-факто, просто не все. Пример, алкоголь - это типичный легкий наркотик. Однако многие рассматривают его как фактор социальной стабильности, нежели зло. Второе – это Интернет. Врачи уже доказали, что зависимость от Интернета является формой наркотической зависимости. Если Ваш ребенок по 14 часов в сутки сидит в сети, если из-за этого у нет времени на другие занятия, включая личную жизнь, следовательно, он болен и его надо лечить у нарколога. И может быть, действительно, стоит формально легализовать легкие наркотики, для того чтобы посмотреть и сравнить, что вреднее?»
А вот юный петербуржец Егор, который 1 апреля разговаривал по телефону с президентом России Дмитрием Медведевым, оставил решение этого вопроса за главой страны — пусть Дмитрий Медведев решит, можно ли продавать наркотик в магазинах.
Валерия Петрова,
Фонтанка.ру