Премьер ушел на линию фронта. Народного. Этот мастерский бросок вновь породил волну слухов о том, что Владимир Путин собирается с фронта вернуться на кремлевский вал. Президент же интригу подогрел, высказавшись о линии партии выдержанно-скептически. Первым результатом можно считать истерику политической элиты страны по поводу того, кто же все-таки царь и что будет с тандемом нашим. Для успокоения элит надо бы тандем сохранить, но в парадоксальных формах.
Поскольку сохранение вертикали власти в условиях тандема невозможно, так как в России не может быть двух царей, единственно верным шагом будет создание на базе тандема горизонтали. Иными словами, разделить между тандемократами не полномочия, а территорию Российской Федерации.
Высшая школа учит: когда практика заходит в тупик, надо обращаться к теории. Интересен опыт Римской империи третьего века нашей эры – правления императора Диоклетиана. Вспомним слово тетрархия.
Многообразие проблем, стоявших тогда перед империей, потребовало разделения функций и разделения территории. Диоклетиан назначил военачальника Максимиана правителем западной римской империи, а сам стал править восточной. Новая система заработала, и кризис был преодолен. Окончательно разделение произошло с приходом императора Константина, который перенес столицу в Константинополь и положил начало Византии. Как бы там дальше ни было, но и по ныне и те и другие – христиане.
Эта схема, как ни парадоксально, возможна и в России ХХI-го века. Необходимо разделить страну на Западную и Восточную Российские Федерации (далее ЗРФ и ВРФ). Они могут быть связаны союзным договором по типу белорусского, который очень братский, но ни к чему братьев не обязывающий.
ЗРФ, которая будет обращена лицом на запад, прорубит все-таки дверь, а не окно в Европу. Ее мог бы возглавить Дмитрий Медведев. В ВРФ со всеми характерными особенностями азиатского государственного управления правил бы Владимир Путин.
Так как практически все основные природные ресурсы останутся в Восточной Федерации, то логично, что Западная Федерация будет просто обречена на реальную модернизацию, как Япония или Южная Корея в свое время. Также, ЗРФ может быстро интегрироваться в Евросоюз. Причем следуя, опять же, опыту тетрархии – столицу следовало бы разместить на приграничных, потенциально спорных территориях. Например, в Калининграде. Ведь и Петр строил себе резиденцию вне пределов Руси.
В свою очередь, ВРФ продолжила бы развивать и укреплять сырьевую экономику, поставляя энергоносители через территорию братской ЗРФ в Европу и в Китай. Естественно, Китай никогда не заплатит столько, сколько толерантная Европа, но ведь и населения ВРФ будет несоизмеримо меньше нынешнего населения России. Следовательно, и расходы социальные тоже уменьшатся.
Столицей ВРФ уместно и бесспорно сделать Казань. Во-первых, мы докажем, что Татария – часть России или Россия – часть Татарии, смотря как посмотреть. Во-вторых, в Казани есть Кремль и это самая восточная координата страны, где он есть. А представить себе Владимира Путина вне Кремля практически невозможно.
Конечно, можно построить новый Кремль, например, на Курилах (при таком раскладе Курилы отдавать точно не стоит – они становятся стратегическими), но есть реальная опасность, что все распилят и ничего не достроят. А активные действия блогера Навального по контролю за стройкой, в свете недавневозбужденного в отношении него уголовного дела, представляются крайне сомнительными. Поэтому лучше пользоваться Кремлем существующим.
Всем нынешним гражданам Российской Федерации можно дать трехлетний период, чтобы определиться: в какой же федерации – Западной или Восточной – они хотят жить. Те, кто любит Запад и модернизацию, поедут в ЗРФ; те, кто за сырьевую экономику и восточный уклад управления – переберутся в ВРФ.
При этом не исключено, что многие активные и творческие сибиряки (а теперь после переписи мы знаем, что есть такая национальность) и жители Дальнего Востока могут переехать на Запад, а люди, которые не очень хотят напрягаться – наоборот.
Граница между двумя Россиями должна проходить примерно по Волге. В таком варианте Казань, как столица ВРФ, тоже окажется в приграничном регионе, и следовательно, древний принцип тетрархов будет соблюден.
Некоторые глубокие эксперты давно утверждают, что, мол, нельзя модернизировать такую огромную страну как Россия, где 60 процентов территории составляют земли для жизни неблагоприятные. Если у нашего народа не хватает сил, чтобы освоить и благоустроить всю территорию своей страны, а единственной глобальной проблемой настоящего и будущего страны являются отношения в правящем тандеме, то тогда действительно лучше сделать из одной страны – две.
И будем надеяться, что у россиян будущего есть еще шанс сформировать критическую массу граждан, способных создать по-настоящему новую единую Россию.
Старший партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Константин Добрынин