Владимир Путин выступил перед Госдумой де-юре с отчетом, де-факто с предвыборной программой. Он пообещал России светлое будущее, в котором она станет частью единого экономического пространства от Лиссабона до Тихого океана. Депутаты реагировали на выступление нацлидера вяло — без подсказок премьера, таких как, например, «впервые за всю историю», не аплодировали. Причин было две: во-первых, парламентарии готовятся к своим выборам, во-вторых, на тот момент уже проголодались. Путин в своем отчете делился планами 4 часа.
Нацлидер излагает...
Премьер опоздал всего на три минуты. Почти сразу приступил к проблемам европейских стран, испытывающих трудности в связи с кризисом. Рассказал о тяготах французских и эстонских стариков, которым повысили пенсионный возраст. Посетовал на то, что в Греции, Польше и Латвии решили повременить с увеличением выплат пенсий. «Всем хорошо известно, что кризис пришел извне, однако мы не уклонились от ответственности за положение в стране», - подчеркнул нацлидер.
После чего упомянул о «дестабилизации целого региона», намекнув на волнения в арабских странах, где «экономическая и государственная немощь неизбежно оборачиваются угрозой для суверенитета».
«Если ты слаб, обязательно кто-то приедет или прилетит и будет говорить, в какую сторону двигаться. И за такими доброжелательными и ненавязчивыми советами стоит грубое вмешательство во внутренние дела других государств», — заявил глава кабинета министров.
Не вдаваясь особенно в детали, он перечислил все, что удалось сделать правительству, - выполнены социальные обязательства, экономика доказала, что может развиваться в жестких и экстремальных условиях... После чего целиком и полностью сосредоточился на планах.
По его словам, России "необходимо десятилетие устойчивого, спокойного развития. Без разного рода шараханий". Причем для этого нужно придержать "неоправданный подчас либерализм" и поменьше заниматься "социальной демагогией".
Путин пообещал развивать «малый бизнес на селе» - запустить проект по поддержке начинающих фермеров (сам он, кстати, признался, что благодаря Виктору Зубкову питается натуральными молочными продуктами), увеличить в два раза стипендии интернов и ординаторов (с 1 июня 2011 года они составят 6367 руб.), провести дополнительное повышение пенсий (в августе), сформировать «массовый средний класс», снизить инфляцию, переоснастить вооруженные силы и утвердить госпрограмму «Культура России» (платить библиотекарям и музейным работникам будут больше). Кроме того, Россия, по его мнению, должна войти в пятерку мировых экономик и удвоить производительность труда. Объем иностранных инвестиций в российскую экономику, по словам Путина, должен достигнуть $ 60—70 млрд в год.
То, что премьер видит светлое будущее совместным, стало очевидно, когда нацлидер заговорил о перспективах на 2015 год. Обещал, что россияне будут жить до 71 года, а уровень рождаемости повысится на 25-30 %. «Это вполне реально», - полагает он, рассчитывая на «улучшение качества жизни и здоровый морально-нравственный климат в обществе».
В заключение Путин заявил, что «посткризисный рывок национальной экономики состоялся». Премьер пообещал сделать все, чтобы «траектория устойчивого подъема сохранилась». Он, по собственному признанию, не намерен отступать от принципиальной позиции — «слышать людей и работать для них».
Депутаты критикуют
После двух с половиной часов обещаний депутаты, привыкшие вроде как заниматься тем же, судя по всему, утомились: народные избранники аплодировали нацлидеру редко и, казалось, из-под палки — после многозначительных пауз докладчика и брошенных реплик о том, что «это лучший результат». Оглядев коллег, спикер Госдумы Борис Грызлов заметил: «Выступление было длительным. Депутаты, может быть, устали». Однако парламентарии, как выяснилось позже, были полны решимости высказать премьеру свое «фи» и отыграть свою предвыборную партию сольно. Главе правительства задавали неудобные вопросы: о свободе Интернета, росте тарифов, платной рыбалке, 60-часовой рабочей неделе и о том, как избежать народных волнений.
"Знаете, как в шутку спрашивали и отвечали: "Чем ЦК отличается от ЧК? ЦК - цыкает, ЧК - чикает". Мы ничего чикать не собираемся", - так Путин прокомментировал опасения цензуры в Интернете.
С оппозицией премьер снова обошелся как-то не по-джентльменски. Напомнив об отдельных элементах, которые стремятся что-то дестабилизировать, и сравнив их с бациллами в здоровом организме, он заметил, что, когда «иммунитет организма высокий, они находятся в подавленном состоянии». «Стоит иммунитету ослабнуть, и сразу мы получаем какую-нибудь инфлюэнцию (премьер выразился именно так - прим.ред.), - предостерег Путин. - Если мы будем поддерживать здоровый социально-экономический иммунитет страны, никакая квазиполитическая инфлюэнция знать о себе не даст».
А вот с депутатом от КПРФ, который просил помочь решить проблему с формированием оборонного заказа, у нацлидера состоялся прямо-таки характерный диалог. Несмотря на то, что народному избраннику на третьей минуте отключили микрофон, он продолжал говорить, после чего Путин бросил следующее: «Не понял? Это что - угроза? Чтобы я покатался на Т-90? А «Калина» Вас чем не устраивает? Это массовый автомобиль. Я думаю, тоже неплохо, что я проехался».
«Вы знаете, я уже на чем только ни ездил, ни летал - и на подводной лодке, и на самолетах. Не для удовольствия, а именно для того, чтобы показать, что у нас надежная, хорошая, эффективная для современного ведения боя техника. И на танках тоже ездил. Я был в танке», - пустился в воспоминания глава кабмина.
Доподлинно неизвестно, был ли в танке лидер ЛДПР Владимир Жириновский, однако звездой отчетного выступления Путина стал именно он, честно признавшись, что премьер едва не заморил депутатский корпус голодом. Когда народному избраннику принесли на трибуну чай, он поинтересовался, будет ли бутерброд с икрой. "Надо было сделать перерыв! Вы о людях не думаете! Сейчас обеденное время. Не думаете про людей, 500 человек сидят, никто не обедал, всем испортили пищеварение, - посетовал Жириновский. - У вас всегда человек на последнем месте, с 17-го года, кстати».
Кроме того, депутат поставил под сомнение озвученные Путиным данные о снижении безработицы на 2 млн. «Уверен, половина из них — 1 млн - умерли... от безысходности!» - вскричал Жириновский.
Менее эмоциональным, но более категоричным вышло выступление у лидера «Справедливой России» Николая Левичева, резко раскритиковавшего работу правительства и призвавшего главу кабмина смотреть глубже. Политик отметил, что в отчете были приведены «хорошие цифры». «Но отчего-то в обществе дискомфорт только растет», — выразил недоумение депутат.
"То, что очень тяжелый период проходит относительно легко — заслуга нашего народа, который терпеливо и с доверием относится к нашим мерам», - резюмировал, в свою очередь, нацлидер.
Александра Гармажапова,
Фонтанка.ру