Замруководителя Гатчинского отделения Петербургской сбытовой компании Александр Стронадко задержан с поличным при попытке получения 100 тысяч рублей. Меченые купюры ему передавал бывший бизнесмен, а ныне депутат Горбунковского сельского поселения Дмитрий Ходокайнен. Журналисты выслушали несколько версий произошедшего. Они разнятся между собой.
Вечером 7 апреля в редакцию «Фонтанки» и 47News поступило сообщение о том, что при попытке получения 100 тысяч рублей был задержан заместитель руководителя Гатчинского отделения ПСК Александр Стронадко. Также сообщалось, что в своем кабинете якобы задерживался и начальник организации - Андрей Чубаров. Поводом для активности силовиков, как рассказывал нам потерпевший Ходокайнен, стало вымогательство у него 1 млн рублей. Однако к утру интерпретация событий несколько изменилась.
Как стало известно корреспонденту 47News, история начиналась в 2009 году. Тогда индивидуальный предприниматель Дмитрий Ходокайнен, пожелавший стать муниципальным депутатом, решил открыть для народа баню в деревне Разбегаево Ломоносовского района. Планы по открытию новой помывочной родились у него в ходе собственной предвыборной кампании и стали одним из предвыборных обещаний. Надо сказать, идея пришлась народу по душе, и Ходокайнена депутатом избрали. По его словам, в реконструкцию заведения было вложено 6 миллионов рублей, услуга пользуется у населения спросом, и, несмотря на то, что предприятие владельцу прибыли практически не приносит, оно продолжает работать.
Все бы ничего, но зимой этого года, по словам депутата, вдруг выяснилось, что за это время был накоплен долг за электричество. Как рассказал корреспонденту 47News Ходокайнен, в Гатчинском отделении ПСК ему выставили счет за 2009 год на 388 тысяч рублей. Долг владелец бани так и не погасил полностью, сославшись на то, что «не признает его».
Дело в том, что Ходокайнен до сих пор не заключил договор об обслуживании с Гатчинским отделением ПСК, следовательно, платить вроде как некому и не за что. И дело тут вовсе не в том, что депутат решил сэкономить — просто процедура оформления документов затянулась. «В местной сбытовой компании мне заявили: для того, чтобы официально оформить договор, необходимо покупать дополнительные мощности, потому что их не хватает. Стоимость покупки — 1,5 млн рублей, по 30 тысяч за киловатт. Но мощности для бани уже есть, ведь баня подключена к электричеству еще в 1970 году. Я сказал, что покупать мощности не буду», - рассказал Ходокайнен.
В самой компании корреспондента 47News заверили, что мощности тут ни при чем, а договор не был заключен исключительно из-за нерасторопности самого Ходокайнена. «Дело в его не особом желании оформить этот договор, потому что для того, чтоб его заключить, необходимо собрать определенный набор документов, все собирают, а у него почему-то проблемы», - прокомментировал ситуацию корреспонденту 47News директор Гатчинского отделения по сбыту электроэнергии Андрей Чубаров (кстати, совсем не похожий на человека, подвергшегося задержанию).
По признанию Чубарова, подобных историй в его практике много, и энергосбытовая компания несет многомиллионные убытки из-за нелегальных подключений. Обычно проблема решается радикальным способом, то есть, отключением электричества, но в этот раз он не применим. «Дело в том, что баня подключена к такой линии, которую невозможно отключить - от этого кабеля запитана газораспределительная станция, у которой есть договор электроснабжения, и мы не имеем права ее гасить», - рассказал Чубаров.
Кроме того, по словам Андрея Чубарова, Ходокайнен неоднократно приходил к руководству компании для того, чтобы решить дело миром. «В один из последних визитов мною было предложено — Вы принесете документы, какие можете, а потом попросите у моего руководства на остальные документы отлагательные условия, и мы заключим договор и будете платить за электроэнергию по договору», - поясняет Чубаров.
Дмитрий Ходокайнен встречи с руководством Гатчинского отделения ПСК описывает совершенно иначе, а в слова «принесете документы» вкладывает совершенно иной смысл. «Оказалось, что сотрудники компании специально заявляли мне о невозможности заключения договора. Когда я пришел на прием к главе компании, во время разговора мне на бумажке написали - «заплати миллион рублей» и сказали, что после этого я смогу пользоваться баней без проблем, впрочем, и договор за эти деньги заключить не обещали. После этого разговора я пошел в ГУВД», - рассказывает он. Чуть позже, по словам Ходокайнена, размер суммы, которую необходимо было заплатить, снизился до 170 тысяч рублей.
О том, что было дальше, рассказы еще более разнятся. По словам Дмитрия Ходокайнена, в ГУВД его снабдили мечеными купюрами в сумме 100 тысяч рублей. «Я сел в машину к нему (Стронадко. - Прим. ред.), он указал место в машине, куда надо положить деньги. Я перед камерой, которая была закреплена на теле, пересчитал деньги, спросил, все ли проблемы теперь с электричеством будут решены», - рассказал он.
Руководство Гатчинского отделения ПСК объясняет все произошедшее провокацией. «Со слов моего заместителя, дело было так. Ходокайнен после приема попросил подбросить его на машине до проспекта, где сможет поймать такси. Мой заместитель любезно согласился подвезти его. Когда они были в машине, в какой-то момент Ходокайнен говорит: «Вы знаете, остановитесь здесь, я куплю пирожков». Выходя из машины, он засовывает заму под бардачок деньги и выскакивает из машины. В этот момент появляются работники правоохранительных органов», - рассказал Андрей Чубаров.
Впрочем, за сегодняшний день появилась и третья, официальная версия происходящего. По информации, полученной в ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, 7 апреля 2011 года следствием Гатчинского УВД было возбуждено уголовное дело по статьям 30, 159 УК РФ (покушение на мошенничество) в отношении замдиректора Гатчинского отделения по сбыту электроэнергии Александра Стронадко. По версии следствия, в январе этого года сотрудники компании составили акт сверки по договору об энергоснабжении бани в поселке Разбегаево Ломоносовского района Ленинградской области. По этому акту задолженность абонента составила более 382 тысяч рублей. Далее, по предварительным данным следствия, Александр Стронадко попросил за снижение счетов 170 тысяч рублей и дал на размышление один месяц. В апреле 2011 года владелец бани обратился в правоохранительные органы с заявлением о вымогательстве, и 7 апреля в Гатчине представитель компании был задержан с поличным при попытке получения 100 тысяч рублей. В настоящее время он находится под подпиской о невыезде.
Как мы видим, имя генерального директора в официальной версии даже не упоминается, а детали произошедшего расходятся с изложением событий самими участниками.
К слову, сам потерпевший считает, что палки в колеса ему вставлялись не только исходя из корыстных целей, но и из политических.
«Когда я спросил, почему нельзя было решить дело сразу по-человечески, мне ответили так — у тебя слишком хорошие, в кавычках, друзья. Дело в том, что я, как депутат, нахожусь в глубокой оппозиции, и из-за этого пострадал», - считает Ходокайнен.
Юлия Гильмшина,
47news для «Фонтанки.ру»